Вера, Надежда, Любовь и София в свете Креста и Воскресения
В слове на праздничной субботней вечерне в часовне СФИ ректор института проф.-свящ. Георгий Кочетков поделился своим осмыслением сочетания церковных праздников, выпавших на воскресный день: завершения праздника тезоименитых мучениц, продолжения празднования Воздвижения и самой малой Пасхи – Воскресения Христова, а также рассказал о завершившейся поездке в Италию на ежегодный богословский семинар в Бозе.
"Всегда очень интересно размышлять, как сочетаются эти праздники: Воскресение и Крест, Крест и Любовь, и Вера, и Надежда, и София-Премудрость". О.Георгий обратил внимание собравшихся на то, что известный всем тропарь Кресту "спаси, Господи, люди Твоя", в плотных "церковно-славянских одеждах", как это часто бывает, невольно скрывает свой конкретный смысл. Однако смысл этот в настоящее время очень не просто воспринять. Потому что в греческом тропарь звучит примерно так: "... победу императору над неверными (т.е. в 1-ю очередь над мусульманами, в реалиях византийского времени) даруя, и Твоё сохраняя Крестом Твоим государство" (к слову, в России до революции существовала такая же вставка с призыванием победы российскому императору). Тем самым сила Креста Христова призывается на государство, которое одно якобы способно являть эту силу, силу христианской веры, для внешних. Тем самым церковь как бы делегировала – дарованную ей силу – внешнему для неё государству. Однако "когда церковь так соединяется с государством, что интересы государства становятся её интересами, а интересы церкви защищаются силой государственной структуры, власти, законов, то происходит некоторая беда в христианстве." Именно об этом сейчас, по завершении продолжительного константиновского периода истории, задумываются все кафолические церкви (в т.ч. и католическая, и самые старые протестантские): "как им прославлять Крест Христов, как им явить свою веру Крестную", в том числе перед неверующими или даже противниками христианства.
Христиане знают, что "именно сила веры, надежды и любви может победить всех противников, и видимых, и невидимых." "Совершенно очевидно, что сейчас эта борьба разгорелась во всём мире. Более того, она вышла на первое место". Уже доминирующие во всём цивилизованном мире политические, экономические, информационные силы не могут игнорировать эти процессы. Более того, не эти силы сейчас определяют ход истории, а "процессы, связанные с духовной культурой и силой веры", а первые лишь обслуживают последних, причём часто и не догадываясь об этом, увлекаясь мнимыми славой, величием и властью. Европа всерьёз задумалась над этим. Не случайно всё чаще появляются сообщения о том, что и в былых бастионах секуляризма и неверия, Франции или Германии, или других странах, всё больше людей как будто заново обращаются к христианству. Все ищут такие формы выражения этой "силы веры", которые позволили бы не потерять свою цивилизационную аутентичность. Такое брожение, связанное с обретением веры, происходит на фоне всё более ощущающего свою силу мусульманства, а также и иных народов, тех же Китая и Индии, новых участников мирового процесса, которые также начинают преодолевать свойственные их цивилизационной культуре замкнутость на себя, тоже хотят сказать своё слово.
Не лишена такого "брожения" и наша страна, хотя у нас "эти процессы ещё не нормализовались; ... ещё не ясно, какой будет эта вера". "Формальное официальное православие как бы не являет эту силу веры, надежды и любви, поэтому рейтинг его падает. Но в народе отнюдь не падает интерес к вере; он даже увеличивается. Только люди начинают искать эту веру немного другими путями, не всегда церковно, не всегда по-христиански." Внешние знаки веры могут показать многие; "показать же саму веру, опирающуюся на силу веры, надежды и любви, на силу Креста и Воскресения, люди ещё не умеют, не могут."
Наша задача – сказать об этом; "если мы и сейчас поём тропарь кресту, то уже неизбежно мы вкладываем в него иное, новое содержание; поём не об императоре, и петь об этом уже не будем! Мы не будем говорить, что Крест внешне защищает лишь государство, потому что благосостояние государства зависит от самой веры; не внешний знак Креста, а сама сила Креста становится во главу угла, а эта сила и есть – сила веры, надежды и любви. А если это другая сила, то встаёт вопрос: а где же тогда христианство?" "Мы не можем лишь механически повторять то, что родилось в недрах христианской истории в прежние эпохи. Однако мы не хотим делать в церкви революций или реформаций; не хотим ничего навязывать сверху, но лишь разбудить в людях жажду божественной силы, духа, той воды живой, напившись которой человек уже не возжаждет вовек. Мы хотим, чтобы люди захотели жить по Христову закону свободы, любви и веры, в открытом общении с Богом, друг другом, с природой, со всем миром, с прошлым и будущим".
"Ныне христианство являет себя совсем иначе, чем прежде, и возвращаться к константиновской эпохе церковной истории нам не позволено!" "Нам нужно заново учиться жить именно так: "в мире сем, но не от мира сего"", причём даже если это относится к самым компромиссным сферам деятельности - политике, экономике, СМИ. "Церковь должна вспомнить, что она – Невеста Агнца, Народ Божий, знающий всему границы и пределы, знающий и соблюдающий меру всех вещей. А мера всех вещей - в Божьем Духе, Свободе и Любви, а значит в силе Христовой, Креста и Воскресения." "Именно в этом зарождаются новые формы общественной жизни, социального, экологического бытия". "Нам нужно очень хорошо понимать, какую весть несёт сейчас церковь всему миру, и чего хочет этот мир услышать от церкви, а значит от каждого из нас".
Во второй части своего воскресного слова, по давно сложившейся традиции, о. Георгий поделился впечатлениями о проходившей на прошлой неделе известной ежегодной конференции в Бозе, Италия, в которой он принимал участие и где представлял один из основных "проблемных докладов". О. Георгий отметил, что впервые за 14 лет существования этих чтений от СФИ было два докладчика, причём второй доклад, оценённый очень высоко, делал недавний выпускник бакалавриата СФИ Б. Кувшинский. Отец ректор посетовал, что пока так мало проработанных, глубоких сообщений из России бывает на подобных форумах. Это даёт повод многим западным людям по инерции думать: "что может быть доброго из России, из Москвы?" Впрочем, каждое выступление, которое было лишено духа казёнщины и не походило на официальные "партийные отчёты" об очередном "крещении Руси", сразу открывало возможности для обмена опытом межкультурного и межцивилизационного диалога. Предпосылки и условия этого диалога, как известно, сейчас с большим тщанием исследуются на Западе, как в традиционно христианской, так и либерально-секулярной среде (см., напр., только что изданную на рус. яз. книгу диалогов Ю. Хабермаса и Й. Ратцингера, ныне папы Бенедикта XVI). Интересно, что всякая успешная в истории русская христианская миссия (в Китае, в Японии, в Корее, на Аляске) представляла собой такой же опыт подлинной встречи разных цивилизаций. Провальными миссии в истории бывали тогда, когда они служили преимущественно государственным имперским интересам (например, татарская миссия со времён Ивана Грозного до Н. Ильминского).
О. Георгий также поделился впечатлениями от Италии в целом. Знакомство с ней касалось не только Милана и др. городов Ломбардии, в целом – не только внешних итальянских красот: храмов, музеев, монастырей, культурных древностей, но преимущественно встреч с людьми в Ломбардии. Это в первую очередь относится к деятельности АКЛИ (итальянского христианского профсоюза рабочих, "профсоюза с духовным уклоном"), который принимал московских гостей. "Нам было интересно как люди общаются, доверчиво и легко", сказал о. Георгий. Это, конечно, не абсолютная открытость (европейцам она не свойственна), но - гостеприимство, радушие, жертвенность, внимание к каждому человеку. Такие же простые, дружеские отношения распространяются и друг на друга. "Нам было интересно, как люди проявляют свою свободу, что им интересно и ценно, чему они готовы учиться у других, но и показать что-то своё, чтобы этим вдохновить своих и чужих". Эти люди ведут несомненно христианскую жизнь, что не означает, конечно, отсутствие всяких проблем.
В конце своего слова о. Георгий отметил, что "сила веры", по его мнению, "в Европе скорее возрастает, чем умаляется", причем это касается и всех иных основных европейских стран: Франции, Германии, даже Англии (об этом говорит успешное пока распространение миссионерского "Альфа-курса": люди по крайней мере внешне возвращаются в церковь). В целом это свидетельствует о том, что "Господь ведёт всех людей на земле, и особенно свой христианский народ, Новый Израиль, какими-то общими путями, что Он заботится о Своём народе. Я думаю, что действительно был прав киевский митрополит Платон, сказавший в середине XIX века, что "перегородки между церквами до неба не доходят". Как Господь оценивает каждый народ – не нам судить. Но такое общее водительство несомненно". Всё это взывает к нашему сердцу, чтобы нам становиться более прозрачными, яркими, а значит и более крепкими и сильными. Потому что только такое сильное христианство, способное помочь не только себе, но и ближним, может вдохновить других, вести вперед "силой Свободы", обретаемой через Крест и Воскресение. "Такое христианство востребовано всегда и везде, и все мы должны быть его носителями", заключил о. Георгий.
Информационная служба СФИ