В Томске состоялась конференция «Патриарх Тихон (Беллавин): вызовы времени и церковные ответы на них»
В 2017 году исполняется сто лет восстановлению патриаршества в Русской православной церкви, которое трагическим образом совпало с революцией 1917 года – катастрофой, искривившей не только исторический и культурный, но и духовный путь нашего народа. В ходе конференции историки и богословы из Москвы, Санкт-Петербурга и Томска попытались проследить, как архипастырское служение патриарха Тихона повлияло на жизнь Русской православной церкви в эпоху террора и что давало силы противостоять клеветнической антицерковной пропаганде, расколам и братоубийственной войне.
Конференцию в рамках XXVII Духовно-исторических чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «1917-2017: уроки столетия» организовали Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Елизаветинское малое православное братство и Томская православная духовная семинария. В ней приняли участие профессор протоиерей Георгий Митрофанов, доктор церковной истории, заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской православной духовной академии; священник Тихон Смокотин, преподаватель Томской православной духовной семинарии; Маргарита Васильевна Шилкина, кандидат философских наук, заведующая кафедрой религиоведения Свято-Филаретовского православно-христианского института; Евгения Юрьевна Литвиненко, Исполнительный директор Культурно-просветительского фонда «Преображение», выпускница СФИ. Вел конференцию председатель Елизаветинского малого православного братства, выпускник СФИ Олег Олегович Глаголев.
С чем было связано восстановление патриаршества в разгар революционных событий?
Отвечая на этот вопрос, протоиерей Георгий Митрофанов сказал: «Сила большевиков заключалась в том, что они разнуздали самые низменные черты русского народа – крестьян, одетых в солдатские шинели. Большевизм оправдывал преступления, усыплял совесть, внушал: “вы не дезертиры, а герои, закончившие империалистическую войну демократическим путём”. В такой ситуации оставалась надежда, что выбор патриарха низведет этот морок, и большевики исчезнут как дурной сон».
1 февраля 1918 года патриарх выступает с Воззванием к народу. «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы!». Наступает время жестокого гонения на церковь. От рук беснующейся толпы тысячами гибнут священники и верные им миряне. В октябре 1918 года публикуется его Обращение к Совету Народных Комиссаров. Но уже в октябре 1919 года в Послании к архипастырям звучит призыв «повиноваться “всякому человеческому начальству” в делах мирских». По мнению отца Георгия Митрофанова, патриарх понимал, что ему необходимо взять на себя бремя компромисса, чтобы спасти остатки церкви, в первую очередь, священников, за которых, кроме патриарха, заступиться некому.
«В то же время, его компромиссы всегда имели четкие границы, и выразить их можно вошедшими в историю словами патриарха Тихона: “Пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церкви была польза”», – отметила в своем выступлении Маргарита Шилкина. Находясь под сильным давлением ГПУ, дважды под арестом, противостоя обновленческому расколу, святитель Тихон, как истинный архипастырь, спасал не церковную структуру, а церковь как верующий народ Божий – епископов, священников и мирян в их единстве. Он осознавал свою ответственность за то, что сможет церковь сказать народу в это переломное время.
Для понимания истоков патриаршего служения святителя Тихона очень важным был доклад Евгении Литвиненко, посвященный его деятельности по устроению братств и духовных союзов в Северной Америке. Патриарх Тихон, происходящий из семьи сельского священника, не понаслышке знал о нелегкой доле сельских батюшек. И тем бережнее была его забота о простых людях. Внимание к человеку определило характер его служения сначала в Холмско-Варшавской епархии, а затем в Северной Америке (1898-1907 годы). Североамериканская епархия была самой большой и самой бедной, лишенной дотаций. Успех миссии зависел от того, найдёт ли митрополит Тихон поддержку пасомых – многоконфессиональной и полиэтнической бедноты, прибывшей в Новый свет в поисках лучшей жизни. Епископ Тихон увидел возможность созидания церковной жизни в создании православных братств. Евгения Литвиненко отметила в своем докладе, что братства давали возможность общей жизни для социально-незащищенных людей, сохранявших при этом национальную и религиозную идентичность и обретавших братские отношения друг с другом. «Не хочу, чтобы сложилась иллюзия, что епископ Тихон был исключительно братски настроенным человеком, – добавила Евгения Юрьевна, – нет, он был человеком консервативных взглядов, и главную роль в жизни его епархии продолжали играть священство и приходская община, собранная при храме. Но, столкнувшись с нетрадиционной ситуацией, епископ Тихон смог воспринять братства не просто как социально-экономическое, но и как церковное явление, смог опираться на них в созидании церковной жизни».
Вернувшись в Россию, митрополит Тихон возглавил Ярославскую, а затем Виленскую и Литовскую епархии, но после начала Первой мировой войны был эвакуирован в Москву, где, не имея кафедры, нес пастырское служение, обретая все большую любовь и доверие народа. Показательно, что, несмотря на большое число местных викарных епископов, именно его в июне 1917 года избрали митрополитом Московским и Коломенским. А в ноябре жребий указал на митрополита Тихона как на нового патриарха.
Опыт поддержки церковных братств в Америке нашел свое продолжение в его дальнейшем служении. Стоит отметить, что призыв «созидать духовные союзы» – это первое, что предложил патриарх Тихон после катастрофы 1917 года. Всего же, по данным, приведенным в докладе Маргариты Шилкиной, призыв противостоять революционному бесчинству созданием православных братств звучал в обращениях Патриарха Тихона в течение 1918 года шесть раз.
В докладе Маргариты Шилкиной была поставлена задача восстановить историческую картину церковной позиции тех иерархов, священнослужителей, которые были рядом с патриархом в годы его служения, несли на себе ответственность за Русскую церковь, будучи в лагерях и ссылках. Доклад был посвящен служению местоблюстителей престола митрополитов Казанского Кирилла (Смирнова), Ярославского Агафангела (Преображенского) и Крутицкого Петра (Полянского), а также постоянных членов Священного Синода, избранных на Поместном соборе 1917/18 года впервые за всю историю Русской церкви свободно и соборно. Не менее важно было вспомнить церковную позицию тех, кто был помощником, секретарем, келейником патриарха Тихона – то есть самых близких ему людей, которых, как и местоблюстителей патриаршего престола, выбирал он сам лично.
Маргарита Васильевна обратилась к двум темам, которые являлись ключевыми вызовами 20-30-х годов XX века: это тема единства церкви и отношения к обновленческому расколу и тема легальной жизни церкви в условиях государственных гонений, выстраивания новых церковно-государственных отношений. За всем этим стояла сверхзадача – сохранить Православную церковь в России, спасти ее от полного физического уничтожения. Ей удалось показать активную поддержку позиции патриарха Тихона архиереями и священниками, которых он лично подбирал на церковное служение, в главных вопросах: это создание мирянских союзов – православных братств; это местное самоуправление епархий в условиях недоступности связи с центральной церковной властью, то есть местная соборность; это лояльность к существующей власти без сервилизма, наличие четких границ для компромиссов с государством.
Доклад священника Тихона Смокотина, преподавателя Томской православной духовной семинарии, был посвящен теме «1917-1925 годы. Время патриарха Тихона в истории Томской епархии». Интереснейшие архивные поиски позволили отцу Тихону показать участие томских делегатов в работе Поместного собора 1917/18 годов, увидеть собор их глазами, показать всю трагичность и в то же время единство церковной истории в столицах и в глубинке России. Были продемонстрированы архивные кадры видеосъемки Томска 1918 года.
Участников конференции принял митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Состоялась интересная беседа и по темам конференции, и по условиям современного служения епископа, особенно в таких трудных природных условиях, как Чукотка, где владыка начинал свое епископское служение.
Завершилась конференция просмотром и обсуждением документального фильма «Александро-Невское братство», посвященного истории православного духовного движения, основанного в Петрограде после 1918 года для защиты православных святынь, сохранения и передачи веры, благотворительности, христианского воспитания детей, миссии, просвещения. Представил фильм и вел обсуждение его режиссер Олег Глаголев.
Участники конференции протоиерей Георгий Митрофанов и Маргарита Шилкина также прочитали открытые лекции для студентов Томского государственного педагогического университета.