В Свято-Филаретовском институте прошла открытая лекция А.В.Журавского «Что сближает и что разделяет современные христианство и ислам»
В своем вступительном слове ректор Свято-Филаретовского института, проф.-свящ. Георгий Кочетков отметил, что тема взаимоотношения христианства и ислама в современном контексте была поднята по просьбе слушателей проводимого в СФИ уже не первый год цикла открытых лекций. «Это очень понятно, - сказал он, - так как мир сейчас весьма болезненно поляризуется, часто несправедливо с той и другой стороны. Каждый христианин сегодня должен знать, что объединяет и что различает христианство и ислам».
Канд. ист. наук, проректор по научной работе ББИ А.В.Журавский, занимавшийся исследованием ислама в течение многих лет, начал лекцию с экскурса в историю взаимоотношений двух религий. Он рассказал о содержании и исторических формах христианско-мусульманской полемики, а также поставил вопрос агрессивности той или иной религии в историко-культурный контекст. «Ислам сейчас входит в современный мир, в который христианская Европа вошла в свое время постепенно и органично. Это для него очень сложно, и потому вызывает агрессию. Христианство во времена крестовых походов и гугенотских войн также было агрессивно», - отметил он. Также лектор напомнил, что впервые доброжелательная оценка ислама с позиций христианства, отрицающая прежнее представление о исламе как язычестве, в христианском мире прозвучала лишь от Владимира Соловьева.
Основная часть состоявшейся встречи была построена в форме открытого обсуждения проблемы. Во время этого разговора, в котором активное участие принял о. Георгий Кочетков, слушатели не только из ответов лектора и о. Георгия, но и из задававшихся вопросов узнали много интересного. Для многих явилось открытием, что в исламе «махди» (тот, кто придет в Судный день), согласно некоторым ранним хадисам отождествляется с Иисусом, что в основе исламско-иудейской полемики лежит отстаивание мусульманами почитания Марии и веры в непорочное зачатие ею Иисуса, что особое, дружественное отношение к «людям книги» - христианам и иудеям – и сегодня существует в исламе не только на уровне умозрительного представления, но и в повседневном общении.
В ходе обсуждения темы очень остро была поставлена проблема принципиальной возможности параллельного существования взаимно противоречащих друг другу толкований ислама, в том числе таких, которые принято называть «фундаменталистскими». С другой стороны, в этом контексте упоминались и предпринимавшиеся в некоторых современных изданиях попытки христианской интерпретации Корана.
Основной темой встречи стала тема диалога, прежде всего в его практическом измерении. Вопросы, заданные в начале лекции А.В.Журавским – как можно понять веру другого, не изменяя собственной вере? Как можно найти в своей вере язык, способный объяснить веру другого? – неизбежно привели к размышлениям слушателей об истоках и плодах диалога, о том, как достигнуть необходимой «прозрачности» для понимания чужой веры «изнутри», как, сохраняя открытость, толерантность, способность к диалогу, сохранить и необходимую меру ответственности (чтобы не создавать легкомысленно почвы для возможных конфликтов). О. Георгий Кочетков напомнил, что католики различают диалог и свидетельство для утверждения истины и веры. Прозвучавший в конце встречи тезис – «понимание необходимости углубляться в свою собственную традицию является одним из достижений диалога» в последовавших за обсуждением частных разговорах постоянно возникал не как лозунг, а как собственный практический вывод слушателей. Это можно считать одним из несомненных плодов состоявшегося разговора.
Информационная служба СФИ