«Ему удалось вывести Русскую православную церковь из изоляции»
В Санкт-Петербургской духовной академии прошла Всероссийская конференция с международным участием «Личность в истории Русской православной церкви», посвящённая 95-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова).
На пленарном заседании обсуждались разные стороны жизни, служения и деятельности митрополита Никодима и его значение в жизни Русской православной церкви. С докладами выступили академик Российской академии образования, заслуженный работник науки Российской Федерации доктор исторических наук Ольга Васильева («Митрополит Никодим (Ротов) в истории Русской православной церкви: внешнеполитический аспект»), ведущий научный сотрудник и главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор кафедры церковной истории СПбДА доктор исторических наук Михаил Шкаровский («Деятельность митрополита Никодима (Ротова) по управлению Ленинградской епархией в 1963–1978 годах»), профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия доктор теологии Евгений Пилипенко («Митрополит Никодим (Ротов) и западная богословская мысль его времени: попытка интеллектуальной контекстуализации») и другие исследователи.
На секции, посвящённой жизни и служению митрополита Никодима (Ротова), сотрудница и выпускница Свято-Филаретовского института магистр теологии Дарья Холмогорова представила доклад «Движение к христианскому единству и/или защита Русской православной церкви в годы гонений: деятельность митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) по установлению диалога с инославными церквами», показав его значение как талантливейшего политика и искусного дипломата.
«За время руководства Отделом внешних церковных связей РПЦ и председательства в Комиссии Священного синода по вопросам христианского единства митрополит Никодим успел сделать очень многое: в результате его усилий успешно завершились переговоры о вступлении РПЦ во Всемирный совет церквей, возникли диалог и сотрудничество с Римско-католической церковью, с Национальным советом Церквей Христа в США, с Евангелической церковью Германии, с Евангелической церковью ГДР, с Лютеранской церковью Финляндии, с Церковью Братьев (США) и с другими церквами, а также продолжился и углубился диалог с англиканами и старокатоликами, нехалкидонскими церквами — Малабарской (Ортодоксальной Сирийской церковью Индии), Армяно-католической, Коптской и Эфиопской церквами», — отметила исследовательница.
«Ему удалось вывести Русскую православную церковь из изоляции; поднять уровень богословского образования, обеспечить знакомство студентов духовных школ с трудами лучших богословов инославных церквей и наладить их обучение за рубежом; создать мощный церковный аппарат — Отдел внешних церковных связей, сконцентрировавший лучшие интеллектуальные силы церкви; сделать существенные шаги по преодолению информационной блокады, — подчеркнула Дарья Холмогорова. — Благодаря участию в богословских форумах и конференциях в качестве представителей Русской православной церкви протоиерея Ливерия Воронова, протопресвитера Виталия Борового, архиепископа Михаила Мудьюгина и других богословов самого высокого уровня, которых собрал митрополит Никодим, осуществлялось не только свидетельство Православной церкви о неповреждённом апостольском и святоотеческом Предании разделенным христианам, но и достигалось более глубокое взаимопонимание между христианскими конфессиями».
Под диалогом с инославными церквами митрополит Никодим понимал отношения, целью которых будет воссоединение христиан различных исповеданий в единстве веры на основании возвращения к догматическому учению Древней неразделенной церкви, напомнила докладчица. «При этом митрополит Никодим считал, что такое воссоединение — дело будущего, а пока в качестве шагов для сближения возможно обсуждение догматических и вероучительных вопросов, а также сотрудничество христиан разных конфессий в таких сферах, как борьба за мир, солидарность, разоружение, решение социальных проблем», — добавила она.
В ситуации полного контроля деятельности церкви со стороны властей митрополиту Никодиму приходилось сотрудничать с советским правительством, напомнила Дарья Холмогорова, уточнив, что сам он считал неэффективным и бессмысленным прямое противоборство с органами государственной власти, их тотальным контролем и вмешательством в церковную жизнь. «Он реализовывал свою стратегию выживания Русской православной церкви, шел на определенные уступки и компромиссы, понимая, что отдельные его действия получат негативные оценки историков».
На секции «Личность в истории Церкви в новейший период» выпускница и сотрудница СФИ Александра Буданова поделилась некоторыми результатами своего исторического исследования, посвященного личности епископа-катехизатора Макария (Опоцкого), в докладе «Роль частного архива и интервью в исследовании жизни и служения епископа Макария (Опоцкого) после 1934 года». Она наглядно продемонстрировала, каким образом были получены сведения о последнем периоде жизни и служения епископа Макария при полном отсутствии документов в государственных и ведомственных архивах.
«Благодаря серии интервью с единственной оставшейся в живых духовной дочерью владыки Екатерины Ивановны Пикиной, которая присутствовала при его кончине, удалось установить точную дату, место и даже время, когда владыка отошёл ко Господу. В личном архиве Екатерины Ивановны сохранились письма, записи проповедей владыки Макария, его бесед с духовными чадами, которые позволили получить представление о том как они жили с 1934 по 1941 год», — подчеркнула Александра Буданова.
Участники конференции посетили церковно-археологический музей Академии, где познакомились с обновлёнными разделами постоянной экспозиции «Мемориальный зал митрополита Никодима (Ротова)» и выставкой памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Организаторы конференции — Научный совет РАН «Роль религий в истории», Институт российской истории РАН, Учебный комитет Русской православной церкви, Санкт-Петербургская духовная академия, Российская академия образования.