Перейти к основному содержимому

В СФИ завершились защиты выпускных итоговых работ по теологии

Магистрантка Олеся Коломытцева из Нижневартовска исследовала вопрос о положении старших в общинах и братствах Российской православной церкви в 1917–1943 годах на примере общин священномученика Сергия Мечева, архимандрита Сергия (Савельева), протоиерея Понтия Рупышева и братства епископа Макария (Опоцкого).

В качестве несомненных достоинств работы, защита которой сопровождалась разветвлённой дискуссией, отмечались её новизна, теоретическая и практическая значимость. «1920-1930-е годы — уникальное время существования различных объединений верующих, имевших неформальный характер: братств и общин, — отметил рецензент работы ректор Самарской духовной семинарии кандидат теологии протоиерей Максим Кокарев. — Данное явление было вызвано сломом старой синодальной системы, деятельностью Поместного собора 1917–1918 годов, а также преследованием верующих новой большевистской властью. С 1943 года намечается стабилизация отношений между советским государством и церковью, однако платой за эту стабилизацию стало возвращение церковной жизни к форме приходской общины привычного синодального образца. Исследователи отмечают, что после Великой отечественной войны “даже самые осторожные призывы расширить внебогослужебную жизнь воспринимались священноначалием как сознательная или бессознательная прровокация”. Таким образом, общинно-братская жизнь церкви в 1920–1930-х годах — яркий феномен, заслуживающий самого пристального внимания, говорить об изученности которого в настоящее время не приходится». 

Аркадий Гуманюк в своей бакалаврской работе исследовал происхождение и развитие чина литургии святого Тихона — чинопоследования, появившегося в 1977 году при принятии в общение архиепископии Северной Америки прихода Святого Воплощения в Детройте, штат Мичиган (США). Последование предназначалось для приходов, вышедших из Епископальной церкви и пожелавших стать православными при сохранении обряда. 

Появлению чина предшествовал серьезный англикано-православный диалог, существенный вклад в который внёс святитель Тихон (Беллавин). Ещё будучи в сане епископа Алеутского и Североамериканского он инициировал обсуждение Синодом вопроса о возможности совершать традиционное англиканское богослужение для англикан, присоединившихся к православию. Одним из важных результатов работы студента стала архивная находка — та самая записка святителя Тихона, направленная им в Синод.  

Бакалаврская работа Алины Гарбузняк посвящена теме отношения к власти апостола Павла в 13 главе Послания к Римлянам (Рим 13:1–7). При буквальном прочтении этого отрывка создаётся впечатление, что апостол говорит о том, что нет власти не от Бога, причём без всяких оговорок. «Алина Гарбузняк задаёт к этому тексту очень важные экзегетические и богословские вопросы, — отмечает Алексей Сомов, кандидат теологии, доцент СФИ, консультант переводческих проектов Института перевода Библии. — Надо ли понимать слова Павла буквально? Сказаны ли они в определенном историческом контексте, будучи адресованы конкретной общине, или же речь идёт об универсальном принципе? Как слова Павла согласуются с другими новозаветными принципами, такими как “должно больше повиноваться Богу, чем людям” (Деян 5:29) или “отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” (Мф 22:21)? На эти вопросы ответить непросто. Во все эпохи толкователи стремились дать ответ на них, весьма актуальны они и сейчас, да и, по-видимому, в будущем. Вопросы эти не только могут помочь в нашем понимании Послания к Римлянам и в целом мысли Павла (что он на самом деле имел в виду), но и в богословском осмыслении отношений христианина к земной и духовной власти. Автор берётся за исследование Рим 13:1–7 в рамках обзора основных толкований этого отрывка с I века по Р.Х. до нашего времени, а также предлагая собственную экзегезу». 

Зарождение идеи всенародного покаяния и её развитие на Всероссийском Поместном соборе 1917–1918 годов — тема итоговой работы Олега Котова. В исследовании показано, как на Поместном соборе под давлением событий в стране менялась форма выражения всенародного покаяния. «Она смещалась то к всенародной ходатайственной молитве об “устроении Церкви и спасении России”, то к покаянию членов самого собора, готовых разделить с народом общую для всех вину; а после захвата большевиками власти — от моления об упокоении всех жертв, “во дни междоусобной брани убиенных”, к наивным надеждам, что “всенародный вопль” сможет остановить “безумцев”, — прокомментировал работу доцент СФИ кандидат исторических наук Владимир Черняев. — А когда из-за гонений  проведение дней всенародного покаяния и всенародные молебствия стали невозможны, то, как отмечает Олег Викторович, “покаянный импульс, данный Поместным собором, имел продолжение в других формах, которые заслуживают отдельного исследования”». 

Также в бакалаврских работах выпускников исследовались миссионерская и просветительская деятельность епархиального миссионера Дмитрия Боголюбова (Вера Романова), научно-практическая деятельность Казанской духовной академии в сфере православной миссии в середине – второй половине XIX века (Оксана Клинова), постановления Эдинбургской конференции как основа развития протестантской миссионерской деятельности в ХХ веке (Анна Эги). 

Студенты, писавшие работы по исторической проблематике, исследовали жизнь и деятельность членов Братства ревнителей церковного обновления протоиерея Павла Лахостского (Татьяна Солонько) и протоиерея Владимира Колачева (Ксения Беспалова), деятельность Христианского союза молодых людей (YMCA) в России в 1917–1922 годах (Анна Сахарова), деятельность Казанско-Богородичного миссионерского братства в Тамбовской епархии в 1875–1918 годах (Анастасия Тюрина). 

Также в поле интереса бакалавров попали вопросы о братстве как форме церковной жизни в трудах и практике епископа Макария (Опоцкого) (Яна Лосева), о воплощении идеи христианского общежития в киновиях преподобного Пахомия Великого, святителя Василия Великого и преподобного Феодора Студита (Юлия Степанова) и практически современный сюжет о церковно-государственных отношениях в решениях церковных соборов Русской православной церкви в период с 1988 по 2017 год (Елена Кудряшова). 

Государственная аттестационная комиссия работала 15, 16 и 23 июня под председательством ректора РХГА доктора философских наук, профессора Дмитрия Богатырёва. Все представленные работы были успешно защищены.