Перейти к основному содержимому

В СФИ состоялись XXII Сретенские чтения

20 февраля в Свято-Филаретовском институте прошла XXII международная научная богословская конференция студентов, аспирантов и молодых преподавателей «Сретенские чтения».

На пленарном и пяти секционных заседаниях было прочитано 45 докладов по богословию и философии, церковной истории, библеистике и литургике, религиоведению, а также профильным для СФИ миссиологии и катехетике.

Сретенские чтения были посвящены памяти протопресвитера Виталия Борового, столетие которого институт отмечает в этом году. Профессор СФИ Давид Гзгзян сделал доклад о курсовом сочинении будущего протопресвитера в магистратуре Ленинградской духовной академии. В учебной работе «Церковная политика византийских императоров в связи с так называемой “Акакианской схизмой” /484-518 г./», уместившейся на четырехстах пятидесяти семи страницах, известный церковный дипломат и проповедник раскрывается как крупный историк, делающий по ходу решения основной задачи исследования несколько источниковедческих открытий. Сочинение хранилось в личном архиве отца Виталия в СФИ.

Историк Иван Петров, преподаватель Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, уже много лет принимающий участие в «Сретенских чтениях», представил на пленарном заседании доклад «Православная Балтия в 1945-1953 гг.: между “новым курсом” и старыми противоречиями». Отвечая на вопрос, стояли ли реальные факты за обвинениями священников в Прибалтике в поддержке антисоветских подпольных отрядов, докладчик сказал, что в Литве это скорее всего были идеологические штампы. Упомянутый в докладе священник Иоанн Бухарин, «возможно, укрывал верующих, которые поддерживали сопротивление в Эстонии, но сам, разумеется, не был участником вооруженного подполья и скорее был осужден советскими карательными органами за свою популярность среди верующих».

Оживленную дискуссию о ветхозаветном и новозаветном взгляде на кровное и духовное родство и их соотношение, а также о том, к какой парадигме тяготеют современные христианские церкви в своем богословии и практике, вызвал доклад выпускницы СФИ Ольги Ярошевской «Материнство в Ветхом Завете и в Лк 1-2: проблема соотношения кровного и духовного родства». Как было показано в докладе, уже в текстах межзаветного периода, не говоря о евангелиях, происходит смещение акцентов с семейных связей на духовные (напр.: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк 8:21)). Отвечая на один из вопросов, докладчица заметила, что «современное понимание порой как бы притворяется, что этого новозаветного откровения не было», поскольку очень трудно найти срединный путь между двумя крайними позициями: вовсе отринуть семейные и родственные связи, как это делает монашеская традиция, или, напротив, сакрализовать их.

В конференции приняли участие 145 человек из 5 стран, 22 городов и девяти учебных заведений: МГУ, Института истории СПбГУ, СФИ, РГГУ, Общецерковной аспирантуры и докторантуры, РПУ св. Иоанна Богослова, РГПУ им. А. И. Герцена, Царицынского православного университета (Волгоград), Казанского (Приволжского) федерального университета.

Все доклады Сретенских чтений будут опубликованы на нашем сайте.

Секция миссиологии и катехетики

Кирилл Мозгов, старший преподаватель кафедры миссиологии, катехетики и гомилетики СФИ: Доклады на секции миссиологии и катехетики затрагивали все исторические эпохи: от раннехристианской до современности, до самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Дискуссия была практически после каждого выступления. Было приятно видеть выпускников института, которые представляют не только результаты своих исследований, но и некоторое их продолжение, то, что даже не вошло в рамки собственно курсовой работы, дальнейшая деятельность, на которую их вдохновили задачи, поставленные в рамках курсовых исследований.

Также был довольно интересный разговор о взаимодействии церкви, общества и СМИ, о языке, на котором можно говорить, чтобы поле СМИ становилось возможностью для выявления каких-то смыслов.

В качестве лучшего мы выделили доклад Натальи Чернышёвой (Москва, СФИ) «Епископ Андрей (Ухтомский) и его труды в Братстве свт. Гурия Казанского».

Секция богословия и философии

Давид Гзгзян, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ: К нам на секцию попали доклады от вполне прямо соответствующих богословской и философской проблематике до косвенно связанных с ней.

Ключевой в обсуждениях сделалась тема границ церкви. Даже литературоведческий доклад Николая Сухова (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена) «Образ Иисуса Христа в повести Н. С. Лескова “На краю света”: от ранней редакции к окончательному тексту» так или иначе вышел на эту тему. Проблема неисчерпаемая, чрезвычайно острая, а от работы нашей секции она сделалась еще острее.

Лучшим докладом была признана работа Марии Озерской (Москва, СФИ) «Иосифлянская и кирилловская ветви правой церковной оппозиции: отношение к проблеме евхаристического единства Русской церкви».

Секция Священного писания и литургики

Зоя Дашевская, декан богословского факультета СФИ: На нашей секции, которая традиционно объединяла доклады по Священному писанию и литургической тематике, были представлены очень разнообразные темы: мы рассмотрели вопросы возникновения различных чинопоследований, затронули реформы II Ватиканского собора, выслушали доклад об особенностях совершения служб суточного круга и литургии в России в середине XVII века согласно запискам сирийского путешественника архидиакона Павла Алеппского и другие.

Все доклады были достаточно интересные, каждое выступление вызывало вопросы, и для нас это очень важно, потому что это возможность услышать, что делают наши студенты выпускники и как они продолжают свои исследования. Для нас чрезвычайно ценно, что создается такое пространство общения и формирования научной среды, это большая радость. В качестве лучшего мы выделили доклад Ольги Хегай «Совершитель таинства елеосвящения и последования погребения».

Церковно-историческая секция

Константин Обозный, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой Церковно-исторических дисциплин СФИ: На церковно-исторической секции было представлено десять докладов, из них два сделали наши гости Сергей Тимонин (Царицынский православный университет, Волгоград) и Владислав Игнатьев (Институт истории СПбГУ), остальные сделали наши выпускники и студенты.

Все доклады очень интересные. Практически все они были посвящены XX веку. И все так или иначе затрагивали тему двух путей в жизни человека и в жизни церкви, в каких-то докладах более явно, в каких-то прикровенно, но эта тема была слышна, будь это рассказ о деятельности православных братств еще в Российской империи в 1860-е годы или в начале XX века, или о церковно-просветительской деятельности в Петрограде среди учащейся молодежи и профессуры. Было несколько докладов, непосредственно связанных с деятельностью новомучеников и исповедников не только Русской, но и Константинопольской церкви (я имею в виду доклад о служении Ивана Аркадьевича Лаговского), очень интересный доклад Сергея Бурлаки о жизненном пути Марины Вениаминовны Юдиной, а также доклад о деятельности Совета по делам религий в 1988 году – о том, как этот славный переломный год выглядел с точки зрения официальных органов, которые контролировали церковную жизнь.

Трудно было выбрать лучшее выступление, но мы выделили доклад Екатерины Пащенко «Гонения на Церковь в СССР по материалам Вестника РХД в период 1926–1939 годы».

Секция религиоведения

Маргарита Шилкина, кандидат философских наук, заведующий кафедрой религиоведения, декан факультета религиоведения СФИ: У нас на секции прозвучало шесть докладов, три сделали студенты и выпускница нашего факультета и три – наши гости. Разброс тем был очень большой, доклады были посвящены и разным эпохам, и разным религиям. Небольшое число докладов дало возможность подискутировать и обменяться мнениями по каждому из них. Несмотря на все многообразие тем, был общий момент: хотя предметом была более давняя эпоха, но в обсуждении мы тут же выходили на современность.

Был доклад о том, как в богослужении современных протестантских общин все больше проявляются элементы православного, католического богослужения, как литургии разных конфессий на нынешнем этапе вдруг воспринимают эту более древнюю традицию, и что это значит. Прозвучал доклад о проблеме народных религиозных движений и их связи с реформаторским народничеством, и он вызвал бурную дискуссию о том, происходят ли подобные вещи в наше время, можем ли мы говорить о том, что те, кто сегодня ищут какого-то справедливого устройства общества, обращаются к Евангелию? К сожалению, мы пришли к выводу, что если это и происходит, то скорее по политическим мотивам, нежели по этическим или тем более духовным.

Эмоциональную дискуссию вызвал доклад Евгения Вышегородского (Москва, Центр изучения религий РГГУ) «Дискуссии о научном статусе сектоведения в России: краткий обзор». Был представлен довольно интересный обзор разных точек зрения: начиная от того, как представители этой сферы сами себя позиционируют, и заканчивая взглядами церковных историков и светских религиоведов. В процессе дискуссии все пришли к единству не только в оценке поведения так называемых сектоведов, но и самое главное – в том, что необходимо изучать, откуда взялась такая область и что за ней стоит.

Подарком всем слушателям нашей секции как всегда был доклад заведующего кафедрой религиоведения РПУ св. Иоанна Богослова Ивана Олеговича Негреева. Уже несколько лет подряд его доклады посвящены древнескандинавскому культу Одина.

Лучшим студенческим докладом был признан доклад Марии Морозовой «Трагедия Бидии Дандарона как отражение судьбы буддизма в России после национальной катастрофы 1917 года». В нем очень подробно и глубоко было показано, как те гонения, о которых мы знаем в отношении членов Русской православной церкви, коснулись человека, всерьез исповедовавшего буддизм, но который в этих условиях так много сделал для развития буддологии, что его труды приносят плоды до сих пор.