В СФИ состоялись XXIII Сретенские чтения
На пленарном заседании выступили преподаватель Смоленской православной духовной семинарии дьякон Петр Галанюк, студент магистратуры Минской духовной академии священник Павел Лукин и студентка магистратуры СФИ Марина Наумова.
Дьякон Петр проанализировал надгробные речи святителя Григория Богослова – родоначальника этого жанра в христианской традиции, уделив особое внимание надгробной речи, посвященной святителю Василию Великому. Докладчик напомнил, что IV век – это время, когда христианская апологетика осуществлялась уже не столько в контексте философских споров с языческими учениями, противопоставлявшими себя церкви, сколько была направлена на борьбу с искажениями, которые приносили с собой в церковь массово крестившиеся новообращенные, не освободившиеся до конца от языческого опыта и привычек. Святитель Григорий не просто сумел наполнить языческий жанр надгробной речи христианскими смыслами, но и создать принципиально новый формат такой речи, структурно напоминающий евхаристической канон и не лишенный учительных аспектов.
Доклад отца Павла Лукина был посвящен кризисным явлениям, которыми характеризовалась жизнь приходов Российской православной церкви на рубеже XIX–XX веков. К концу синодальной эпохи приход утратил практически все свои «нерелигиозные» функции. Единственное, что объединяло прихожан – литургическая жизнь, но и она нередко сводилась к присутствию на богослужении и ежегодном причастии, которое осознавалось не как потребность веры, а как признак гражданской и церковной благонадежности. Глубокий кризис, связанный с разделением церковного собрания на активный «посвященный элемент» – клир и пассивных зрителей – мирян, стал одним из важнейших вопросов Поместного собора 1917-1918 годов и предсоборной дискуссии. Дальнейшее осмысление тема церковного собрания получила уже в трудах богословов русского зарубежья. В частности, протопресвитер Николай Афанасьев подчеркивал, что священнодействие, управление и учительство – это церковные служения, к участию в которых призваны все верные члены церкви – и клирики, и миряне. Отвечая на вопрос о некотором разрыве между богословским наследием русского религиозного возрождения и постсоветской церковной практикой, отец Павел напомнил, что несмотря на существующий разрыв традиции, в последние годы были приняты важные документы, приближающие церковную практику к канонической норме, такие как положение «Об участии верных в евхаристии».
Экклезиологическую проблематику продолжил доклад Марины Наумовой, посвященный взглядам одного из участников предсоборной дискуссии начала XX века Николая Петровича Аксакова. Одну из причин кризиса церковной жизни он видел в том, что церковь в поисках государственного покровительства впустила в себя начала, чуждые ее природе, сдвинулась с канонических основ. Потеря внешней и внутренней свободы привела к тому, что голос церкви слился с голосом государства, утратив свое «обаятельное значение и силу». Во многих людях живая и действенная вера заменилась «безверной верой», а представление о церковной жизни редуцировалось до стремления к индивидуальному спасению. В этих недугах Аксаков видел и истоки безразличного, а подчас и враждебного отношения к церкви культурных слоев общества и «дикорастущей» интеллигенции.
Одно из главных искажений в учении о церкви Аксаков связывал с тем, что ее верные члены стали восприниматься как непосвященные: настоящее поставление на служение стали видеть не в крещении, а в хиротонии. Это расслоение собрания привело к редукции и крайней индивидуализации служения обоих «сословий» – и клира, и мирян, разрушению самой ткани церковного собрания. Индивидуалистическому «сепаратизму во спасение» Аксаков противопоставлял новозаветное учение о единстве церковного собрания, в основе которого – царственное священство всех верных (1 Пет 2:9). Он указывал, что первое поставление на служение содержится уже в молитвах, читающихся над оглашаемыми, а высшую благодать, дар Святого Духа каждый христианин получает в крещении. В возрождении соборного начала, пронизывающего всю жизнь церкви, Аксаков видел единственный путь выхода из кризиса.
После пленарного заседания работа конференции продолжилась на пяти секционных заседаниях, где прозвучало 37 докладов по богословию и философии, миссиологии и катехетике, Священному писанию и литургике, церковной истории, религиоведению.
В конференции приняли участие 169 человек – представители Свято-Филаретовского института, Российского православного университета святого Иоанна Богослова, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Минской духовной академии, Смоленской духовной семинарии, Кузбасской духовной семинарии, Высшей школы экономики, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Русской христианской гуманитарной академии, Казанского федерального университета, Финансового университета при правительстве РФ и других вузов.