Перейти к основному содержимому

В СФИ состоялись XXIII Сретенские чтения

25 февраля в Свято-Филаретовском институте состоялась XXIII ежегодная международная научная богословская конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов «Сретенские чтения».

На пленарном заседании выступили преподаватель Смоленской православной духовной семинарии дьякон Петр Галанюк, студент магистратуры Минской духовной академии священник Павел Лукин и студентка магистратуры СФИ Марина Наумова.

Дьякон Петр Галанюк

Дьякон Петр Галанюк

Дьякон Петр проанализировал надгробные речи святителя Григория Богослова – родоначальника этого жанра в христианской традиции, уделив особое внимание надгробной речи, посвященной святителю Василию Великому. Докладчик напомнил, что IV век – это время, когда христианская апологетика осуществлялась уже не столько в контексте философских споров с языческими учениями, противопоставлявшими себя церкви, сколько была направлена на борьбу с искажениями, которые приносили с собой в церковь массово крестившиеся новообращенные, не освободившиеся до конца от языческого опыта и привычек. Святитель Григорий не просто сумел наполнить языческий жанр надгробной речи христианскими смыслами, но и создать принципиально новый формат такой речи, структурно напоминающий евхаристической канон и не лишенный учительных аспектов.

Священник Павел Лукин

Священник Павел Лукин

Доклад отца Павла Лукина был посвящен кризисным явлениям, которыми характеризовалась жизнь приходов Российской православной церкви на рубеже XIX–XX веков. К концу синодальной эпохи приход утратил практически все свои «нерелигиозные» функции. Единственное, что объединяло прихожан – литургическая жизнь, но и она нередко сводилась к присутствию на богослужении и ежегодном причастии, которое осознавалось не как потребность веры, а как признак гражданской и церковной благонадежности. Глубокий кризис, связанный с разделением церковного собрания на активный «посвященный элемент» – клир и пассивных зрителей – мирян, стал одним из важнейших вопросов Поместного собора 1917-1918 годов и предсоборной дискуссии. Дальнейшее осмысление тема церковного собрания получила уже в трудах богословов русского зарубежья. В частности, протопресвитер Николай Афанасьев подчеркивал, что священнодействие, управление и учительство – это церковные служения, к участию в которых призваны все верные члены церкви – и клирики, и миряне. Отвечая на вопрос о некотором разрыве между богословским наследием русского религиозного возрождения и постсоветской церковной практикой, отец Павел напомнил, что несмотря на существующий разрыв традиции, в последние годы были приняты важные документы, приближающие церковную практику к канонической норме, такие как положение «Об участии верных в евхаристии».

Марина Наумова

Марина Наумова

Экклезиологическую проблематику продолжил доклад Марины Наумовой, посвященный взглядам одного из участников предсоборной дискуссии начала XX века Николая Петровича Аксакова. Одну из причин кризиса церковной жизни он видел в том, что церковь в поисках государственного покровительства впустила в себя начала, чуждые ее природе, сдвинулась с канонических основ. Потеря внешней и внутренней свободы привела к тому, что голос церкви слился с голосом государства, утратив свое «обаятельное значение и силу». Во многих людях живая и действенная вера заменилась «безверной верой», а представление о церковной жизни редуцировалось до стремления к индивидуальному спасению. В этих недугах Аксаков видел и истоки безразличного, а подчас и враждебного отношения к церкви культурных слоев общества и «дикорастущей» интеллигенции.

Одно из главных искажений в учении о церкви Аксаков связывал с тем, что ее верные члены стали восприниматься как непосвященные: настоящее поставление на служение стали видеть не в крещении, а в хиротонии. Это расслоение собрания привело к редукции и крайней индивидуализации служения обоих «сословий» – и клира, и мирян, разрушению самой ткани церковного собрания. Индивидуалистическому «сепаратизму во спасение» Аксаков противопоставлял новозаветное учение о единстве церковного собрания, в основе которого – царственное священство всех верных (1 Пет 2:9). Он указывал, что первое поставление на служение содержится уже в молитвах, читающихся над оглашаемыми, а высшую благодать, дар Святого Духа каждый христианин получает в крещении. В возрождении соборного начала, пронизывающего всю жизнь церкви, Аксаков видел единственный путь выхода из кризиса.

После пленарного заседания работа конференции продолжилась на пяти секционных заседаниях, где прозвучало 37 докладов по богословию и философии, миссиологии и катехетике, Священному писанию и литургике, церковной истории, религиоведению.

В конференции приняли участие 169 человек – представители Свято-Филаретовского института, Российского православного университета святого Иоанна Богослова, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Минской духовной академии, Смоленской духовной семинарии, Кузбасской духовной семинарии, Высшей школы экономики, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Русской христианской гуманитарной академии, Казанского федерального университета, Финансового университета при правительстве РФ и других вузов.