В СФИ состоялись XXV Сретенские чтения
«В 25-й раз проходят Сретенские чтения, когда-то задуманные как конференция студентов, молодых учёных и преподавателей, но теперь всё больше привлекающая внимание состоявшихся специалистов, преподавателей вузов и духовных школ, – сказал, приветствуя участников, первый проректор СФИ Дмитрий Гасак. – Вместе с тем мы стараемся сохранять студенческий статус конференции, с тем чтобы у людей, начинающих свой путь в области теологии – тех, кто учится, или продолжает обучение в аспирантуре, или готовит диссертацию, – была возможность апробировать свои гипотезы и достижения в церковном академическом сообществе. Мы очень ценим диалог и несмотря на большое количество докладов всегда стараемся значительное время отвести на дискуссию».
На пленарном заседании Светлана Силова, доцент Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, рассказала о духовенстве и приходской жизни в годы Великой Отечественной войны в оккупированной Беларуси, где одновременно с нацистскими властями действовало множество военно-политических сил – советские партизаны, белорусские националисты, украинские националисты, литовские братья, Армия Крайова. На момент объединения Восточной (советской) и Западной Беларуси в 1939 году церковные ситуации там различалась коренным образом. Если в Западной Беларуси и до войны действовало 542 храма, в которых служили образованные священники, в том числе дореволюционного поставления, пользовавшиеся авторитетом и тесно связанные со своими приходами, то на территории советской Беларуси, представлявшей собой на тот момент религиозную пустыню, период оккупации обернулся колоссальным оживлением церковной жизни. Светлана Силова рассказала о священнике Николае Хильтове, открывшем подпольный госпиталь для партизан, преданном одним из бывших пациентов этого госпиталя, внезапно сменившим свои убеждения, и расстрелянном, а также о его заживо сожженном брате-священнике, крестившем евреев. Хотя с 1941 года всё духовенство Беларуси было вынуждено согласовывать свою деятельность с гестапо, сохранились документы и фотографии того времени, свидетельствующие, что доверие людей священнослужителям и церкви не было утеряно. В 1944 году духовенство, боровшееся во время войны за церковную жизнь и отстаивавшее интересы верующих перед оккупационными властями, было подвергнуто жестоким репрессиям советскими властями, и вопрос о коллаборационизме с нацистским режимом до сих пор остро дискутируется. «Однако сегодня важно понимать, во имя чего и в каких условиях действовали эти священники, прежде чем навешивать на них ярлыки коллаборационистов, – считает Светлана Силова. – Окончательная оценка этого сложного периода в церковной истории Беларуси ещё не может быть вынесена».
Главному тексту литургического движения Германии ХХ века – книге католического священника Романо Гвардини «Дух литургии» (1917) – был посвящён пленарный доклад магистра богословия священника Александра Сухарева. «Молодой клирик диоцеза Майнц не желал мириться с тем, что во время мессы прихожане были заняты духовными упражнениями, в то время как богослужение шло само по себе, не вызывая ни понимания, ни интереса», – рассказал отец Александр. Как вспоминал Гвардини, «бессмысленность этой деятельности была невыносимой». В своей книге, возобновившей начатую ещё перед войной дискуссию о литургическом обновлении, Гвардини не только подверг критике индивидуализм, ложный коллективизм и безграничное доверие к так называемой научной картине мира, но и заявил о главном деле своей жизни – восстановлении в современном человеке религиозного опыта, жизни духа.
Вопрос о языке, на котором этот опыт сегодня может быть выражен, поставила в своём докладе декан факультета богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии Татьяна Литвин. Коснувшись подходов таких философов и теологов, как Жан-Люк Марион и архимандрит Джон (Мануссакис), она показала возможности феноменологического метода* для выражения опыта богопознания. «Феноменология признаёт жизненный мир всех иррациональных компонентов нашего мышления, то есть не отрицает опыт, который кажется ненаучным, и таким образом придаёт ценность религиозному опыту», – поясняет Татьяна Литвин. Задача наведения мостов между богопознанием, богословием и философией остаётся жизненно важной. При всём релятивизме и внутренней разрозненности современной философии, когда мы констатируем разнообразие культур, несводимых одна к другой, философия, претендуя на обоснование истоков мышления, не может отказаться от вопроса о Боге и поиска абсолютной истины – иначе она теряет свою силу.
После пленарного заседания работа конференции продолжилась на пяти тематических секциях: миссиологии и катехетики, богословия и философии, Священного писания и литургики, церковной истории, религиоведения. Всего прозвучало 47 докладов.
В конференции приняли участие 197 человек из 25 городов России, США, Италии, Молдавии, Беларуси, Латвии и Туркменистана. Среди них представители МГУ, РГГУ, СФИ, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета, Бингемтонского университета (штат Нью-Йорк), Института истории СПбГУ, Русской христианской гуманитарной академии, Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Института перевода Библии имени М.П. Кулакова, Заокского университета церкви христиан-адвентистов седьмого дня, Российского государственного архива литературы и искусства, Мемориального и культурного фонда имени А.Д. Черткова и др.
Сретенские чтения проводятся в Свято-Филаретовском институте с 1995 года. Цель конференции – обсуждение вопросов современного богословия, философии, церковной истории, экклезиологии, катехетики, христианского свидетельства в современном мире, проблемных аспектов межрелигиозного диалога. На конференцию выносятся работы специалистов и преподавателей, студентов и аспирантов духовных школ и светских вузов.
Сборник материалов конференции (научных статей) опубликован в формате CD-ROM с размещением в РИНЦ.
______________
* Феноменология – направление в философии XX века, определяющее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.