Перейти к основному содержимому

В СФИ прошли защиты итоговых работ по теологии

Как сложилось современное таинство исповеди и что нового открыли о покаянии исповедники Русской церкви? Был ли изначально в Евангелии от Иоанна эпизод о женщине, застигнутой в прелюбодеянии? Как соотносятся понятия «личность» и «ипостась» в богословии XX века? Эти и другие вопросы оказались в поле внимания выпускников богословского факультета СФИ, представивших к защите свои итоговые работы 18 сентября.

В магистерской работе Андроника Мелкумяна реконструирована история чина таинства покаяния (исповеди) в богослужебной практике Русской православной церкви с XIV века по настоящее время. Используя как русскую, так и зарубежную исследовательскую литературу и широкий круг источников, автор выделяет различные этапы формирования чина, уделяя внимание особенностям его элементов в их историческом развитии, как то: тематика молитв, списки грехов, епитимьи, разрешительная молитва. В работе удалось выявить особенности развития чина в различные периоды и связать их с проблемами церковной жизни разных эпох. 

Магистрантка Елена Бахадова, кандидат психологических наук, исследовала богословские взгляды Владимира Лосского и Христоса Яннараса, сосредоточившись на том, как в их христианской антропологии соотносятся понятия «ипостась/лицо» и «личность».

Елена Чернякова в своей магистерской работе обратилась к проблеме подлинности Pericope adulterae — то есть к вопросу о том, присутствовал ли эпизод о женщине, застигнутой в прелюбодеянии (Ин 7:53–8:11), в первоначальном тексте Евангелия от Иоанна, можно ли этот отрывок по крайней мере считать частью Иоанновой традиции и — шире — относится ли он к подлинному евангельскому преданию. Эти проблемы на протяжении нескольких веков активно исследуются и обсуждаются в зарубежной библеистике, но в отечественной науке отражены слабо.

В работе представлены основные сведения о дискуссии по данной проблеме, относящиеся как к святоотеческому периоду, так и к Новому и Новейшему времени. Автор изучила современную научную литературу, передала и проанализировала аргументы сторонников и противников «подлинности» отрывка, а также изложила сведения о современных исследованиях.

Магистерская работа Марии Тумановой посвящена рассмотрению основных подходов в миссионерской деятельности среди молодёжи в опыте протестантского движения «Моё поколение».

Также состоялись защиты семи бакалаврских работ. Мария Мельникова (Екатеринбург) сравнила моральную оценку участия России в Первой Мировой войне в трудах Владимира Эрна и Фёдора Степуна.

Сергей Захаров открыл новое имя миссионера — Кузьмы Андреева, рассмотрев его деятельность в 1883-1914 годах в Вятской епархии.

Просветительской деятельности ещё одного миссионера — священника Ефрема Константиновича Елисеева с 1892 по 1916 год посвящена работа Марины Анисимовой.

Проблемы церковного возрождения в Томской епархии в начале XX века рассмотрела студентка из Томска Надежда Стаценко, обратившись к материалам «Томских епархиальных ведомостей» за 1904–1907 годы. 

Целью работы Натальи Чухловиной, члена Союза художников России, было выявить особенности деятельности Елизаветы Фёдоровны Романовой по возрождению даконического служения женщин. Опираясь как на труды дореволюционных авторов, так и на современные публикации, студентка проанализировала исторические условия и предпосылки появления диаконического служения в Российской Православной церкви в начале XX века, рассмотрела этапы формирования проекта Марфо-Мариинской обители и устройства в ней общины диаконисс, а также основные направления служения сестёр общины по сравнению с иными женскими общинами, занимающимися благотворительной деятельностью. В работе показано, что сёстры Марфо-Мариинской обители на практике сумели соединить оказание социальной помощи нуждающимся с их христианским просвещением. 

Работа Натальи Овчаровой, написанная по материалам архивно-следственных дел, посвящена деятельности церковного движения, связанного с именем епископа Алексия (Буя), в Центрально-Черноземном районе России после Декларации митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года.

Проблема покаяния в гомилетическом наследии исповедника веры, выдающегося пастыря архимандрита Сергия (Савельева; 1899–1977) рассматривается в итоговой работе Светланы Фадеевой. Обращение к словам отца Сергия имеет особое значение ещё и потому, что покаяние, которое он проповедовал, воплотилось в церковном опыте собранной им общины, члены которой пронесли любовь и верность Христу и друг другу через годы гонений. Студентка не только собрала изданные высказывания архимандрита Сергия о покаянии, но и ввела в научно-богословский оборот его проповеди, расшифрованные по магнитофонным записям.

Государственная аттестационная комиссия работала под председательством ректора РХГА доктора философских наук, профессора Дмитрия Богатырёва. Все представленные работы были успешно защищены.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 декабря 2022 года
Свидетельство о государственной аккредитации от 26 января 2023 года
Свидетельство о церковной аккредитации № 26 от 1 декабря 2022 года

Все документы
Контакты
Наши партнёры
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Московская высшая школа социальных и экономических наук
Русская христианская гуманитарная академия
КоДС
Реквизиты СФИ

ИНН: 9701225665, КПП: 770101001
Р/с: 40703810838120100621 ПАО Сбербанк
К/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
ОКТМО: 45375000
ОГРН: 1227700696850
ОКПО: 74556262
ОКВЭД: 85.22

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00