«В основе его миссии был личный пример жизни по Евангелию»
24 ноября в Московской духовной академии прошла международная конференция «Миссия Русской Православной Церкви в Сибири и Америке» под председательством ректора архиепископа Верейского Евгения и епископа Якутского и Ленского Романа. Конференция посвящена 215-летию со дня рождения святителя Иннокентия Московского, апостола Америки и Сибири.
В результате евангельской проповеди святителя Иннокентия народам Аляски, Чукотки, Командорских и Курильских островов, Камчатки, Амурского края и Дальнего Востока они не просто крестились, но и по-настоящему изменяли свою жизнь, становясь церковными людьми.
Новые документы о миссионерской деятельности святителя Иннокентия в 1840-1850-х годах из Библиотеки Конгресса США представил старший научный сотрудник Института российской истории РАН, к.и.н. Игорь Курляндский. Также он рассказал о некоторых проблемах собрания сочинений святителя Иннокентия, первые три тома которого были представлены на конференции.
Старший научный сотрудник Института российской истории РАН, доцент кафедры истории Церкви МГУ, к.и.н. Елена Белякова рассказала, как благодаря миссионерской настойчивости будущего святителя на Руси возродились часовни.
Доклад руководителя Научного центра по изучению церковнославянского языка РАН, к.филол.н. Александра Кравецкого был посвящен трем церковным соборам Русской церкви в 80-е годы XIX века, продолжением которых впоследствии стали миссионерские съезды.
О принципах деятельности святителя Иннокентия, которые остаются основополагающими и для современных миссионеров, рассказал выпускник Свято-Филаретовского института, бакалавр богословия Дмитрий Попиченко.
«Владыкой Иннокентием двигала любовь и сострадание к иноверцам, а в основе его миссии был личный пример жизни по Евангелию, — отметил Дмитрий. — Большое внимание он уделял изучению языка и культуры местных народов: он перевел для них Евангелие от Матфея, часть Евангелия от Луки, литургию, молитвы и катехизис, Священную историю и Деяния апостолов. Зарабатывая различными ремеслами, миссионер не только материально поддерживал себя и семью1, но и собирал средства для просветительской деятельности».
В своей миссионерской проповеди святитель опирался на существующий у народа опыт богопознания. Перед тем, как говорить о Христе, он знакомил язычников с Моисеевым законом, что приводило их к покаянию и изменению жизни. Крещение совершалось только при свободном и ответственном выборе человека, после чего следовало научение вере. Свои беседы с алеутами святитель часто заканчивал молитвой простыми, ясными словами, обращенными к сердцу туземцев. Из среды новообращенных в училищах обучались будущие миссионеры и катехизаторы.
На конференции выступили представители МДА, Оксфордского университета, Православного Свято-Сергиевского института в Париже, Якутской епархии, Корейской митрополии. Все доклады будут изданы.
____________________