В Костроме увековечили память об отце Павле Флоренском
«Сейчас мы отмечаем 140-летие отца Павла Флоренского. Я вспоминаю, как сорок лет назад, в 1982 году, отмечалось его столетие, — поделился заведующий кафедрой богословия Свято-Филаретовского института Александр Копировский на круглом столе, который прошёл 26 августа в зале заседаний Думы города Костромы. — Я был тогда молодым преподавателем Ленинградской духовной академии, и мы, замирая от собственной смелости и ещё более — от смелости ректора академии, тогдашнего архиепископа Выборгского, а ныне патриарха Московского Кирилла, проводили вечер памяти Флоренского. Мы сперва предложили владыке Кириллу провести подпольный круглый стол — он не благословил, сказав: “Проводим открыто в масштабе города”».
«К нам пришло огромное количество людей, дрожа, но произносили это имя, намекая, что его жизнь перешла в житие, и потом что-то даже было опубликовано в “Журнале Московской патриархии”. Трудно было подумать тогда, что когда-нибудь мы будем собираться в масштабе Дня города с установлением памятного знака Флоренскому и что его имя грянет на весь мир», — рассказал Александр Михайлович.
В своём докладе он кратко коснулся вклада отца Павла в сохранение памятников церковного искусства, а также в его изучение и преподавание. Как учёный секретарь комиссии по сохранению ценностей Троице-Сергиевой лавры отец Павел сделал огромное дело — создал описи духовных ценностей лавры, благодаря чему многие из них были спасены от расхищения (об этом Александр Михайлович недавно рассказывал порталу «Мир 24»).
Кроме того, отец Павел Флоренский принимал самое активное участие в реставрации икон — в тех условиях, в 1918 году, удалось провести полноценную научную реставрацию «Троицы» Андрея Рублёва. Также ему принадлежит концепция «живого музея», особенностью которой было то, что она предполагала не просто выставку предметов искусства, а проведение в Лавре богослужений.
Говоря о вкладе отца Павла Флоренского в изучение и преподавание искусства, Александр Копировский упомянул, что главным, на чём Флоренский сосредотачивал внимание, была не столько традиционная для искусствоведения проблематика — датировка и атрибуция, сколько содержание предметов искусства.
«Здесь он открыл совершенно новый подход — это не разбор каждой детали по отдельности, а поиск смыслового и духовного “центра” каждой вещи, — отметил Александр Михайлович. — Обретение этого целостного подхода составляло смысл его жизни и было настоящим открытием: это взгляд на предмет искусства даже не просто как на духовную целостность, а как на духовное откровение: что перед нами открывает созерцание этой вещи?».
На следующий день, 27 августа, в рамках празднования Дня города Костромы на Аллее Признания была торжественно открыта памятная табличка с именем священника Павла Флоренского.
Событие было организовано городской думой совместно с Костромским церковно-историческим обществом. На круглом столе «Священник Павел Флоренский в истории и современности» выступили исследователи из Москвы, Костромы и Завражья, а также потомки отца Павла Флоренского.