В Екатеринбурге прошла конференция «Церковь, богословие, история»
5-6 февраля в Екатеринбурге прошла IV Международная научно-богословская конференция «Церковь, богословие, история», организаторами которой традиционно выступили Екатеринбургская митрополия, Екатеринбургская духовная семинария, Миссионерский институт и Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина.
В приветственном слове митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл отметил важность диалога церкви и общества в оценке недавних событий российской истории:
– Революционные разделения, омрачившие XX век и ставшие одной из причин гонений на Церковь, наконец, начинают нами осознаваться. Созидаются мысленные мосты, связующие самые различные части нашего общества. В этом диалоге людей очень разных, но ищущих, мы обогащаемся, начинаем понимать друг друга при всех сложностях и противоречиях, которые, увы, еще имеют место. В этом смысле подвиг новых мучеников нашей Церкви, совершенный в безбожное время, когда любые несогласные оказывались под прессом непонимания, давления и даже смерти, не только заслуживает нашего внимания, но помогает преодолевать современные разделения. Сегодня особо ярко мы видим, к каким катастрофам может привести нежелание понимать друг друга и взаимная ненависть. Хочется надеяться, что научное общение обогатит всех нас, поможет принести Благовестие Христово каждому человеку и еще лучше узнать свою веру.
Конференция 2016 года была посвящена памяти Собора новомучеников и исповедников российских и собрала вокруг обсуждения их опыта жизни богословов, историков, филологов и философов.
Каким было богословие новомучеников и в чем видели они свое призвание? Исследованию этого вопроса был посвящен доклад доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина. Главным, по словам отца Александра, новомученики считали не «спасение» Церкви и ее внешнюю благоустроенность, а стояние в Истине. Так, священномученик митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) за несколько дней до своего расстрела писал: «...надо себя не жалеть ради Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя». Будучи убежденными, что Церковь спасает Сам Христос, а призвание ее служителей – хранить Ему верность, новомученики не искали комфорта ни для себя, ни даже для церкви.
На секции «Русская церковь в XX веке: подвиг новомученичества и исповедничества» прозвучали доклады выпускников богословского факультета СФИ, членов Свято-Елизаветинского и Свято-Екатерининского малых православных братств.
Исследование Оксаны Ивановой «Борьба уральского епископата, духовенства и мирян с обновленчеством» познакомило аудиторию с опытом противостояния церковному расколу выборами независимого от властей епископата, примером которого стало поставление в 1922 году Нижнетагильского епископа Льва Черепанова, активно поддерживаемого союзом приходских общин.
Новые условия жизни Русской православной церкви в XX веке требовали творческого обновления всех сторон церковной жизни. Новому пониманию литургического служения в трудах священномученика Анатолия Жураковского был посвящен доклад Ксении Сусловой.
Тема покаяния как изменения жизни звучала и в трудах непрославленного новомученика, пламенного проповедника и талантливого богослова протоиерея Николая Буткина. Его идеи возрождения церковной жизни через священническое служение как исповедничество и устроение церковной жизни на братских началах были озвучены в докладе Евгении Парфеновой. На конференции был представлен также новый выпуск «Вестника Екатеринбургской духовной семинарии», в котором была опубликована вторая часть романа протоиерея Николая Буткина «Виноградари».
Вопросы покаяния и личной ответственности за жизнь Церкви живо волновали и другого исповедника веры – архимандрита Сергия (Савельева). В докладе Олега Глаголева, председателя Свято-Елизаветинского малого братства, путь покаяния архимандрита Сергия был раскрыт через опыт жизни в христианской общине, который позволил ему и общинникам сделать то, что невозможно совершить, будучи одиноким на поле духовной брани. «Мы призваны к совместному, общему обновлению нашей внутренней духовной жизни», – писал отец Сергий, восстанавливая древнее правило «один христианин – не христианин».
Празднование Собора новомучеников и исповедников российских завершилось Божественной литургией в Храме-на-Крови, которую возглавили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл и епископ Каменский и Алапаевский Мефодий. Во время богослужения совершилось первое с 2000 года прославление в лике святых – Евгения Сергеевича Боткина, доктора царской семьи, сохранившего верность царю и присяге до последнего дня своей жизни и убитого в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома, на месте которого теперь стоит Храм-на-Крови.