В Бозе завершилась XX международная богословская конференция
8 сентября в монастыре Бозе близ Милана завершила работу конференция «Человек – домоправитель творения Божия».
Третий день конференции был посвящен этике отношений человека с окружающей средой. Ключевыми для христианского понимания этой проблемы стали слова из послания апостола Павла к Римлянам: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим 8:19-23).
Участники конференции говорили о том, как современное христианство может помочь страдающему миру исцелиться от его ран.
О евхаристии как благодарном возвращении Богу данного им дара говорили ректор Киевских духовных школ архиепископ Бориспольский Антоний, архимандрит Иов (Геча) (Job Getcha). Евхаристия открывает путь преображения мира, исцеления его от тления. Человек как священник творения берет в свои руки мир, чтобы принести его как жертву Богу, вернуть Отцу преображенный его творческими усилиями дар.
Человек связует дух и материю, видимое и невидимое, поэтому невозможно вылечить раненную землю, не вылечив раненную душу человека. О необходимости и значении аскетики в жизни современного мира говорили в своих докладах митрополит Германский Серафим (Жоанте), архидьякон Иоанн Хриссавгис (John Chryssavgis). Неоднократно на конференции звучала мысль о том, что современный человек нуждается в аскетике самоограничения, в умении довольствоваться необходимым и делиться имеющимися благами, в готовности внимательно прислушиваться к простым и мудрым людям.
Аскетика позволяет человеку по-новому увидеть землю, на которой он живет, – не с точки зрения своей пользы, а бескорыстным взглядом молитвенного созерцания ее красоты. Такой благословляющий взгляд оказался запечатлен в православных иконах и фресках, о чем рассказала в своем докладе Анка Василиу (Anca Vasiliu).
Разговор о новом видении и новом отношении к природе, которое можно определить как «бережное вслушивание», поставил вопрос о том, насколько корректно вообще использовать слово «домоправитель» для определения отношений человека к окружающему миру.
В заключение третьего дня конференции прозвучал доклад профессора из Бейрута Антония Кубрана (Antoine Courban) о новых подходах к творению, которые предлагает современная наука. Слушатели с удивлением узнали, что наука давно уже отказалась от идеи детерминированности природы. Дерево – материальная система, но система глобальная, имеющая внутренний принцип в самой себе, развивающаяся и разветвляющаяся, зависящая в своей индивидуальности от пролетевшей мимо нее бабочки. Природа не мать, а подруга, с которой человек может вступать в отношения свободного диалога.
Подводя итоги конференции, постоянный член оргкомитета монах Шеветонского монастыря Мишель Ван Парейс (Michel van Parys) отметил, что человек – «лаборатория космического творения, центр интереса Творца» – не должен опускаться до идолопоклонства перед природой, но и не должен и безраздельно и бездумно властвовать над ней. Он призван вчитываться в книгу-природу, сохраняя изумление перед творением Божьим, – тогда земля может стать для нас поистине теофорным местом, неопалимой купиной, в которой являет себя Божий Лик.
Завершая работу конференции, настоятель монастыря Бозе Энцо Бьянки поблагодарил Вселенского патриарха Варфоломея I и патриарха Московского и всея Руси Кирилла за их деятельность по защите окружающей среды, а также за приветствия, присланные в адрес конференции, и делегации, принявшие участие в ее работе. Энцо Бьянки отметил также, что конференция дает возможность представителям различных церквей быть вместе в духе братства, слушать друг друга, обмениваться дарами своих церквей, что истоки экологического кризиса не в состоянии окружающей среды, а в сердце человека, а потому всем нам так важно являть пример подлинной христианской жизни.