Учиться (и учить) – несомненно важно. Понимая при этом – "чему" и "как"
Учиться (и учить) – несомненно важно. Понимая при этом – "чему" и "как"
Недавно архиеп. Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь) ответил на вопросы местных екатеринбургских СМИ. В этом интервью был, в частности, вопрос, касающийся мнений о свящ. Георгии Кочеткове и Преображенском содружестве малых православных братств (часто именуемых своими недоброжелателями "кочетковцами"). Информационная служба СФИ считает необходимым дать некоторые комментарии к ответу архиеп. Викентия.
"Нам нужно учиться на горьком опыте предков…"
Ответы архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на вопросы телеканала "Союз" и радиостанции "Воскресение"
<...>
– Владыка, телезритель задает такой вопрос: "Кто такие кочетковцы и стоит ли с ними общаться?"
– Есть такое движение среди современных верующих, которые придерживаются особого мнения московского священника Георгия Кочеткова. У них либеральное отношение к богослужению, к вере. Хотя они стараются быть в Церкви, но имеют какие-то свои особенности. Отец Георгий утверждал: такой подход – для того, чтобы молодых людей, живущих "свободной" и греховной жизнью, обратить к Богу, к Церкви, к церковной жизни. Но, к сожалению, обратившись таким образом, они продолжают жить, как и прежде. И живут по своим соображениям, хотя христиане должны жить не по своим воле и желаниям, а по воле Божией. Мы отличаемся от других религиозных конфессий тем, что стараемся отречься от своей греховной воли и стремиться жить по воле Божией. Такой у нас должен быть жизненный подвиг – самоотречение и приближение своей жизни к жизни евангельской, святоотеческой, к жизни церковной, к жизни по воле Божией.
<...>
Комментарий Информационной службы СФИ
Ответ архиеп. Викентия, по самому жанру интервью, должен был бы предполагать чёткое разъяснение реальных вопросов и сомнений, высказанных телезрителем. Однако его ответ, к сожалению, с самых первых слов вызывает только новые недоуменные вопросы.
"У них либеральное отношение к богослужению, к вере", замечает владыка. Отметив по ходу неоднозначность термина "либеральный", примем его расхожее понимание как оппозиции "консервативному", "традиционному". На основании чего архиеп. Викентий делает заключение о "либеральности" движения о. Георгия? Многие наоборот отмечают, что деятельность о. Георгия Кочеткова вполне традиционна (некоторые даже считают, что слишком), например, в том, что касается подготовки к крещению взрослых, или литургической практики, или общего стремления к воцерковлению жизни. Ответа нет.
Далее владыка высказывается о том, как о. Георгий якобы призывает по-особому работать с неверующими нецерковными молодыми людьми. Не очень логически ясен переход от характеристики движения в целом к частной, весьма "специфической" пастырской проблеме. Но архиеп. Викентий основательно заключает: "Но, к сожалению, обратившись таким образом, они продолжают жить, как и прежде." Даже если бы это утверждение касалось отдельных людей, у высказывающего его должны быть веские основания для такого серьёзного заключения. Может быть владыка имеет большой опыт личного общения с членами движения о. Георгия? Тем более в Екатеринбурге уже много лет существует православное Свято-Екатерининское братство, входящее в Преображенское содружество малых православных братств. Однако сами члены этого братства с печалью свидетельствуют о том, что все их многолетние попытки встретиться с правящим епископом оканчиваются ничем. Вот и остаётся снова задаться вопросом: как же всё-таки архиеп. Викентий смог обрести такое глубокое пастырское видение - без всякого общения с вверенной ему паствой?
В конце своего ответа на вопрос о "кочетковцах" архиеп. Викентий говорит о качествах христианской жизни: "Такой у нас должен быть жизненный подвиг – самоотречение и приближение своей жизни к жизни евангельской, святоотеческой, к жизни церковной, к жизни по воле Божией." Замечательные слова. Но весь предыдущий контекст ставит эти качества в противоположность тем качествам, по которым, согласно мнению екатеринбургского владыки, живёт движение о. Георгия. На каких основаниях высказывает он такое жёсткое обличение в нехристианской жизни незнакомых ему людей?
Всё это вызывает одно недоумение и соблазн…
Информационная служба СФИ