Тысячелетнее царство православного искусства
– Меня попросили рассказать о христианском православном искусстве. Понятно, что изложить столь объемную тему за четыре лекции без редукций и искажений возможно только обозначив смысловые центры и вопросы и дав слушателям прикоснуться к наиболее ярким произведениям из этого колоссального материала, – сказал Александр Михайлович. – Я ограничил показ двадцатью слайдами за каждую из четырех лекций и нарушил это ограничение лишь добавив к видеоряду две кипрские иконы.
В качестве отправной точки было выбрано «тысячелетнее царство Христа» – образ из Апокалипсиса, который лектор применил к соответствующему периоду («триумфу») в истории церковного искусства: с VIII по XVII века.
Вводная лекция была посвящена искусству III – VIII веков (до иконоборчества), когда, по словам Александра Михайловича, можно говорить скорее о позднеантичном искусстве на христианские темы. А уже на трех следующих лекциях разговор шел собственно о «тысячелетнем царстве» христианского искусства, когда были созданы наиболее яркие, значимые для мировой культуры храмы, мозаики, фрески, иконы.
Были выделены основные поворотные моменты. Прежде всего, появление в VIII веке нового типа храма – крестовокупольного. Это богословски осмысленное архитектурное решение с логичной ясной системой внутреннего декора от купола до стен и включением в нее молящихся. Здесь же было отмечено и появление новой, глубоко выразительной по содержанию и совершенной по форме иконы.
Слушатели познакомились с наиболее яркими ее образцами: Владимирской иконой Богоматери, мозаиками и фресками греческих, балканских и русских храмов. Но именно в период расцвета христианской архитектуры и иконы появляется и опасность акцента на внешнем изыске, любовании вместо созерцания.
– Кризисные процессы в христианском искусстве часто отражают то, что происходит в Средневековье с самой христианской жизнью, – говорит Александр Михайлович, – ее уход на поверхность, перенос акцентов с внутренних смысловых вещей на внешние символы, нравоучительные сюжеты и эстетику.
Также он отмечает и соответствующие этому духовному кризису исторические события: захват Константинополя крестоносцами, татаро-монгольское иго на Руси. Однако в самые трудные времена были очевидны и потенции для возрождения.
– Мне было важно дать представление о возрождении не как об отдельной эпохе, а как об интуиции, внутренне присущей искусству. То, что мы наблюдаем в эпоху итальянского Ренессанса – лишь частный случай такого возрождения. Его можно обнаружить и внутри Средневековья: Македонское, Комниновское, Палеологовское «возрождения» в Византии, а затем – подъем, выраженный в творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева на Руси.
Очередной кризис в христианском мире, ознаменовавший наступление новой эпохи в церковном искусстве, был связан с падением Византии, духовными и политическими последствиями татаро-монгольского ига на Руси, ожиданиями «конца света» в 1492 году.
– Мы говорили о том, есть ли церковное искусство после «конца света» и чем оно отличается от предыдущей эпохи. А затем переместились сразу в XXI век и размышляли о том, что происходит с христианским искусством в наши дни и какие у него перспективы.
Уже сегодня вечером в Клубе интеллектуального досуга «Событие» Александр Михайлович начнет чтение этого цикла лекций, специально доработанного для московской аудитории.