Перейти к основному содержимому

«Церковь и общество должны отказаться от взаимных обвинений и вступить в диалог»

«Если начать думать о том, в какой стране, в каком народе, в какой церкви мы живём, то мы непременно придём к мысли о том великом прошлом, которое сегодня, увы, утрачено, – говорит ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков. – Лучших людей выслали за границу или убили, некоторых сломали. Разрыв между той и этой страной особенно бросается в глаза, когда читаешь мемуары и дневники – например, дневник Михаила Пришвина, который он вел с 1905 по 1954 годы, где очень хорошо видно, что мы потеряли в 1917 году».

Подобные свидетельства лишают всякого основания бытующий миф о непрерывности и бесконфликтности последнего столетия нашей истории, представляющий большевиков чуть ли не наследниками уничтоженной ими царской власти, а убийц и убитых – равно достойными прославления героями великого прошлого.

Нужно и возможно ли восстановить историческое преемство с дореволюционной Россией и каким образом – об этом предложил поразмышлять участникам встречи «Школы мемориальной культуры» в Самаре ректор СФИ священник Георгий Кочетков.

Едва ли можно вернуть страну, которая была уничтожена в 1917 году. По мнению отца Георгия, важно распознать, что в культуре, национальном духе и характере нуждается в возрождении в первую очередь. «Есть то, что видится очень ценным, но чем можно пожертвовать, а есть то, чем нельзя поступиться ни при каких обстоятельствах, даже ценой жизни, – говорит отец Георгий. – И прежде всего это христианская вера, с которой связано само зарождение русского народа из славянских племён. Именно она питала такие принципиальные качества нашей национальной культуры, как мирность и коммюнотарно-общинный характер».

Сегодня, после векового целенаправленного уничтожения и разорения церкви и веры в народе, церковь сама нуждается не только во внешнем, но и во внутреннем восстановлении, уверен отец Георгий. «В конце 80-х вышел прекрасный фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние», который заканчивается образом дороги, ведущей к храму, – напомнил он. – И сейчас идёт строительство храмов. Но важно, кто их наполняет, что это за люди, что у них внутри, в их жизни и в сердце, потому что к храму можно прийти, а к Богу и к совести дорогу не найти. Мы это поняли в 90-е годы. Толпы людей приходили креститься, и где теперь эти люди? Отсюда и начинаются наши размышления о проблемах, о кризисе».

Сейчас для того чтобы возрождение церкви и народа набирало силу, а не ослабевало, нужно, чтобы совершилось примирение. Различные общественные силы должны перестать третировать церковь, обратить внимание на то, насколько она была разрушена и оболгана после захвата власти в стране большевиками. Но и церкви надо повернуться лицом к людям, а не исполнять идеологический заказ, покаяться в сотрудничестве с разрушавшей и гнавшей ее властью. И церкви, и обществу важно перестать поддаваться на провокации, ведущие к взаимным претензиям и обвинениям, и вступить, наконец, в диалог, считает ректор СФИ.

«Если бы наша страна пришла к идее и практике декоммунизации, то к ней изменилось бы отношение во всем мире, – уверен отец Георгий. – Потому что самая главная проблема сейчас именно в том, что к нашей стране относятся как к коммунистической. Весь мир не принимает именно эту традицию, это коммунистическое наследие, а не нашу страну. Поэтому нам надо уметь находить и хорошее, что наш народ дал и может дать миру в результате уникального, но страшного опыта XX века, а также уметь отделять всё недолжное. Нужно уйти от идеологии, которая утверждает, что всё было ступенями исторического развития, и Советский Союз – это такая же историческая Россия. Это ложь и об этом надо открыто сказать».

Встреча состоялась 30 июня в рамках самарского проекта «Школа мемориальной культуры», направленного на восстановление исторической памяти и исторического сознания в нашем обществе. В беседе приняли участие священнослужители, историки и краеведы Самары.

Источник: сайт Преображенского братства