Церковь и кризисы
Участники ежегодных Паисиевских чтений обсуждают, какие угрозы и возможности несут для церковной жизни кризисные времена, подобные современной пандемии, на что в традиции и истории церкви могут опереться современные христиане.
«Кризис даёт нам возможность лучше осознать свой путь, оглянуться на то, что мы делали, на своё отношении к вере, к соседям, к окружающему миру и понять, всё ли мы делали верно», – сказал митрополит Владимир.
«Наверное, каждый из нас задавался вопросами, а почему мы сидим дома, откуда этот кризис пришёл. Может, мы шли не той дорогой, что-то сделали против воли Божией?» – добавил он, выразив надежду на то, что люди смогут преодолеть этот период и «после этого станут намного более приветливыми, намного ближе друг к другу, намного ближе к Господу Богу».
«“Кризис” в переводе с греческого – это суд. И даже Страшный суд – тоже своеобразный кризис, как бы непривычно это ни звучало», – отметил священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства. По его словам, «жизнь полна кризисами – маленькими, большими, семейными, личными».
«У нас есть страх перед любым кризисом. Нормально бояться кризиса, но не нужно быть подавленным, запуганным им, как и идеей Страшного суда. Нельзя связывать идею кризиса с гибелью мира, души и так далее. Наоборот, наш Бог – Спаситель, и это важнейшая основа нашей веры. Нужно надеяться на преодоление старых проблем и на выход на какие-то новые рубежи», – подчеркнул отец Георгий.
«Как в любом живом организме бывают и больные органы, так и в христианской церкви случаются больные члены, от которых, по слову апостолу Павла, страдает всё тело», – полагает протоиерей Максим Мелинти, руководитель Синодального отдела тюремного служения Православной церкви Молдовы. По его мнению, «самая главная проблема и самый животрепещущий кризис христианства – это нежелание христиан отвечать за свои поступки и за жизнь тех, кто вокруг них». «Как результат, человек ни сам не в состоянии посвятить жизнь Богу полностью, ни заботиться о других, чтобы ни одна душа не пропала», – сказал священник.
На затяжной кризис человек может быть обречён с момента крещения. «Он когда-то был крещён по настоянию родителей или бабушек, но никогда этим крещением не жил, потому что не был воцерковлен, соединен со Христом и с братьями и сёстрами по вере», – пояснил отец Максим. «И отсюда полное отстранение, внешнее восприятие церковной жизни – у человека нет стремления отделиться от общей массы для Христа, есть страх стать белой вороной. Такой человек как глухонемой перед Богом. И это главный церковный кризис, из которого вытекают все остальные проблемы», – убежден отец Максим Мелинти.
IX международная научно-практическая конференция «Паисиевские чтения», организованная православным братством во имя преподобного Паисия Величковского (Кишинёв), Свято-Вознесенским Ново-Нямецким монастырем (с. Кицканы) при поддержке Свято-Филаретовского института, проходит 11-12 декабря в рамках Форума национального покаяния и возрождения Форума «Имеющие надежду».
В конференции участвуют представители Сорбонны, Университета Эссекса, Исследовательского православного центра им. Думитру Стэнилоае COERDS в Париже, Кишиневской духовной академии, Свято-Филаретовского института, теологического факультета им. Андрея Шагуны Университета «Лучиан Блага» и др.
Трансляция на страницах Форума церковного и национального возрождения «Имеющие надежду» и СФИ в Facebook и на Youtube-каналах Форума и СФИ.