Перейти к основному содержимому

Традиционное и нетрадиционное в исламе

Как говорить со студентами о нетрадиционном исламе, как определять границы традиционности и нетрадиционности, каковы особенности преподавания ислама в исламских регионах, обсудили участники круглого стола Русского религиоведческого общества, организованного факультетом религиоведения СФИ и кафедрой философии и религиоведения богословского факультета ПСТГУ.

Исследователь нетрадиционной религиозности в исламе сталкивается с проблемой уже на уровне классификации новых движений. К исламу сложно подойти как с меркой традиционности, так и с хронологической позиции. Например, религия бахаи, возникшая в XIX веке как нетрадиционное исламское движение, сейчас – самостоятельная мировая религия. Сам процесс образования новых направлений и течений – неотъемлемая часть ислама, и внутри исламской традиции встаёт вопрос, какие течения относить к традиционному исламу, а какие назвать сектой.

Несостоятельным в классификации направлений ислама исследователи признают и популярный этнографический подход («татарский ислам», «кавказский» и т.п.). Принятая и в академической, и в исламской среде концепция ислама как совокупности культовой практики, догматики и суфизма делает этнографический критерий несущественным, считает исламовед кандидат философских наук Денис Брилёв. Подход к классификации новых религиозных течений также будет зависеть от группы, региона и времени – маргинальное течение сегодня, через 10 лет может стать вполне традиционным.

В преподавании новых религиозных движений в исламской традиции важно учитывать целевую аудиторию. Если среди студентов есть практикующие мусульмане, то на первый план встают вопросы традиционности. А читая курс государственным экспертам и чиновникам, необходимо показать на основе правового принципа целостную картину религиозной ситуации в том субъекте, где они проживают, считает старший преподаватель Центра исламской теологии Башкирского государственного университета Руслан Карамышев. Такой практический подход поможет обеспечить адекватную административную деятельность в многонациональном и многоконфессиональном регионе, позволит увидеть границы административного подхода и чётко различать веру, религию и политику.

«Для работы со студентами важен поиск взвешенного и адекватного подхода в разговоре о разных религиозных движениях внутри традиционных религий, в частности, внутри ислама, – прокомментировала итоги круглого стола заместитель декана факультета религиоведения СФИ Анна Алиева. – Этот поиск и есть одна из задач нашего собирания преподавательского сообщества. Сегодня нам удалось подойти к проблеме с религиоведческой и правовой точек зрения».

В круглом столе приняли участие представители Московского государственного университета, Московского государственного педагогического университета, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Московского государственного лингвистического университета, Уральского федерального университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Свято-Филаретовского института.