Перейти к основному содержимому

Традиционное и нетрадиционное в исламе

Как говорить со студентами о нетрадиционном исламе, как определять границы традиционности и нетрадиционности, каковы особенности преподавания ислама в исламских регионах, обсудили участники круглого стола Русского религиоведческого общества, организованного факультетом религиоведения СФИ и кафедрой философии и религиоведения богословского факультета ПСТГУ.

Исследователь нетрадиционной религиозности в исламе сталкивается с проблемой уже на уровне классификации новых движений. К исламу сложно подойти как с меркой традиционности, так и с хронологической позиции. Например, религия бахаи, возникшая в XIX веке как нетрадиционное исламское движение, сейчас – самостоятельная мировая религия. Сам процесс образования новых направлений и течений – неотъемлемая часть ислама, и внутри исламской традиции встаёт вопрос, какие течения относить к традиционному исламу, а какие назвать сектой.

Несостоятельным в классификации направлений ислама исследователи признают и популярный этнографический подход («татарский ислам», «кавказский» и т.п.). Принятая и в академической, и в исламской среде концепция ислама как совокупности культовой практики, догматики и суфизма делает этнографический критерий несущественным, считает исламовед кандидат философских наук Денис Брилёв. Подход к классификации новых религиозных течений также будет зависеть от группы, региона и времени – маргинальное течение сегодня, через 10 лет может стать вполне традиционным.

В преподавании новых религиозных движений в исламской традиции важно учитывать целевую аудиторию. Если среди студентов есть практикующие мусульмане, то на первый план встают вопросы традиционности. А читая курс государственным экспертам и чиновникам, необходимо показать на основе правового принципа целостную картину религиозной ситуации в том субъекте, где они проживают, считает старший преподаватель Центра исламской теологии Башкирского государственного университета Руслан Карамышев. Такой практический подход поможет обеспечить адекватную административную деятельность в многонациональном и многоконфессиональном регионе, позволит увидеть границы административного подхода и чётко различать веру, религию и политику.

«Для работы со студентами важен поиск взвешенного и адекватного подхода в разговоре о разных религиозных движениях внутри традиционных религий, в частности, внутри ислама, – прокомментировала итоги круглого стола заместитель декана факультета религиоведения СФИ Анна Алиева. – Этот поиск и есть одна из задач нашего собирания преподавательского сообщества. Сегодня нам удалось подойти к проблеме с религиоведческой и правовой точек зрения».

В круглом столе приняли участие представители Московского государственного университета, Московского государственного педагогического университета, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Московского государственного лингвистического университета, Уральского федерального университета, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Свято-Филаретовского института.

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00