Перейти к основному содержимому

Свобода и закон в христианской традиции — тема конференции «Церковь и время» в Общецерковной аспирантуре

Read this in English

Вторая междисциплинарная научная конференция «Церковь и время», посвящённая в этом году теме «Свобода, правило, закон: осмысление в христианской традиции и современности», состоялась 9–10 апреля в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Форум, приуроченный к 15-летию образования Общецерковной аспирантуры и докторантуры, открыл её ректор, председатель Учебного комитета Русской православной церкви профессор протоиерей Максим Козлов. 

Тематика докладов, прозвучавших в течение двух дней, затрагивала вопросы богословия и библеистики, различные аспекты святоотеческой и философской мысли, исторические и церковно-практические вопросы, а также церковно-художественную проблематику.

Свято-Филаретовский институт на конференции представляет первый проректор Дмитрий Гасак с докладом «Значение свободы и авторитета в решении проблемы единства Церкви в мысли старших славянофилов (Алексей Хомяков и Иван Киреевский)».

Для понимания экклезиологии Хомякова и Киреевского важно помнить, что она скорее выражает их веру в Церковь, чем представление о её устройстве, заметил Дмитрий Гасак. «Церковь для славянофилов — это прежде всего единство, — подчеркнул он. — Именно в новозаветном понимании единства раскрывает себя православное учение о Церкви у Ивана Киреевского, и разработка понимания соборного характера Церкви есть прямое следствие исповедания Церкви как единства». 

Изнутри этой логики всё подлинно церковное служит созиданию Церкви, а антицерковное, или грех в церкви, в первую очередь проявляет себя в разрушении этого единства. «В каком-то смысле по служению единству Церкви или по действию, направленному на её разделение, можно различать добро и зло в свете новозаветного откровения», — сказал Дмитрий Гасак

В докладе он коснулся осмысления Хомяковым и Киреевским одного из аспектов церковного единства — соотношения церкви и монархии в России, проанализировав статью «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях, по поводу брошюры господина Лоранси» Алексея Хомякова, «Записку об отношении русского народа к царской власти» Ивана Киреевского, а также его письмо к Александру Кошелеву от 15 октября 1853 года.

Интересной особенностью подхода старших славянофилов в рассуждении об отношениях народа и царской власти, Церкви и монарха, стало то, что в качестве субъекта этих отношений они рассматривают отдельного человека — верующего члена Церкви, христианина, связанного с другими членами общества и самим монархом. Причём в их поле зрения попадают представители как образованного класса, так и простого народа. 

Среди участников конференции — ректор Московской духовной академии епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл (Зинковский); ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан (Никитин); ректор Смоленской православной духовной семинарии митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин); проректор по научной и методической работе Воронежской духовной семинарии иерей Константин Рева; профессор ОЦАД и СПбДА, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Михаил Шкаровский; вице-префект и доктор Амброзианской библиотеки, профессор Миланского Католического Университета Святейшего Сердца монсеньор Франческо Браски, профессор ОЦАД и МДА; ведущий научный сотрудник Института философии РАН Алексей Фокин, доцент НИУ ВШЭ Пётр Резвых; профессор ОЦАД, член-корреспондент РАЕН Владимир Катасонов; ректор Литературного института имени А.М. Горького Алексей Варламов; доцент ОЦАД и МДА священник Антоний Борисов и другие представители церковных и светских гуманитарных школ.