Студенты факультета религиоведения познакомились с традициями иудаизма
Студенты познакомились с первой частью экспозиции музея: бытом, религией и объектами религиозного искусства (украшение синагог и культовые предметы). В основном экспозиция представлена экспонатами, тесно связанными с религиозной традицией ашкеназов – евреев, переселившихся в средние века в Польшу из Германии и Северной Франции и уже после этого оказавшихся на территории России.
После разрушения второго храма единственным местом для молитвы иудеев стала синагога. Экскурсовод Илья Баркусский начал свой рассказ с главного экспоната – «священного ковчега» (арон-кодеш), одной из главных принадлежностей синагоги: в нем хранится один или несколько экземпляров свитка Торы.
Память об Иерусалимском Храме нашла отражение и в художественном символическом оформлении арон-кодеш. Его створки внешне напоминают двери, которые некогда вели в здание святилища.
После разрушения второго Храма формируется новая раввинистическая традиция, возникают новые ритуалы и должностные лица. Например, появляется хаззан, должностное лицо общины, в настоящее время – синагогальный кантор. В синагоге хаззан стоял на деревянном возвышении и наблюдал за порядком богослужения, особенно за порядком чтения Торы и молитвы. Когда за его спиной начинали шуметь или разговаривать, хаззан брал ручку-указку, поднимал её вверх и говорил «Ша!» (первая буква слова Шаддай (שדי) – одного из имен Бога в еврейской традиции), напоминая присутствующим о том, зачем они пришли в синагогу. «Ша» – помните о Боге!
Знакомство с религиозными традициями продолжалось довольно долго. Студенты узнали, как проходили обряд обрезания, брачные церемонии у восточных и европейских евреев, познакомились с обычаями при соблюдении праздников Шаббат, Песах и многих других.