Перейти к основному содержимому

«Строительство храмов – это соборное действие»

Enter caption here

1 ноября 2010 г. в Культурном Центре «Покровские ворота» состоялся круглый стол «Современная храмовая архитектура и образование архитекторов», организованный совместно c Государственным университетом по землеустройству и Итальянским институтом культуры в Москве. Организаторы поставили перед собой вопрос: кем и как сегодня в мире осуществляется разработка проектов храмов?

Адриано дель Аста, директор Итальянского института культуры, открыл вечер, обрисовав главную проблему современного храмового зодчества: за красотой богословского осмысления архитектурных форм часто не стоит подлинной красоты и духовности архитектуры.

Основой для разговора послужила выставка проектов храма свв. Петра и Февронии в г. Борисоглебске Воронежской области студентов Государственного университета по землеустройству, выполненных по заказу епархии. Проекты представил старший преподаватель кафедры архитектуры Александр Головкин. После него выступили и авторы проектов – студенты университета, их руководители – профессора кафедры архитектуры.

Интересное сообщение о современных храмах Италии представил главный архитектор Вероны Марко Молон. Их архитектура отличается подчеркнутой лаконичностью, строгостью, но при этом, как правило, она далека от традиционных форм.

Проф. СФИ, канд. пед. н., магистр богословия Александр Копировский в своем сообщении «Что должен знать о богословии архитектор, занимающийся строительством храмов?» ответил на этот вопрос парадоксально: или ничего, или все. «Ничего» — так как по минимуму достаточно иметь качественное образование по истории искусства и храмового зодчества, тогда как употребление богословских терминов вне контекста чревато серьезными искажениями их смысла. Приобщение к архитектурной традиции храмоздательства уже в определенной степени связано с богословием. «Все» – значит, прежде всего, находиться внутри самой этой традиции как член церкви, участвующий в ее таинствах и живущий ее жизнью. А.М. Копировский обратил внимание на то, что в создании современной храмовой архитектуры не участвует церковный народ. Поэтому ее нельзя назвать в строгом смысле церковным творчеством – это светское зодчество, пользующееся церковными формами. Желание внешне следовать традиции может привести к отсутствию подлинной преемственности. Произнести веское слово в храмостроительстве, создать творческую атмосферу внутри традиции в полной мере может лишь христианская община, общая духовная жизнь которой не ограничивается богослужением, — заключил профессор СФИ.

В заключение Джованна Парравичини, атташе по культуре посольства Ватикана в Москве, рассказала о позиции Католической церкви относительно образования строителей церковных зданий. Затем она предоставила слово представителю редакции «Журнала Московской Патриархии», который призвал собравшихся продолжить дискуссию о современном храмоздании на страницах этого журнала.

Круглый стол собрал около 70 человек. В живой дискуссии участвовали католики, православные и светские специалисты — архитекторы.

 

Информационная служба СФИ

 

 

Все новости