«Способность нести высшие дары напоминает о Кресте»
Начиная круглый стол, проф.-свящ. Георгий Кочетков напомнил собравшимся о том, что именно вера в Церковь позволяла и позволяет видеть живое действие Духа. Бог творит все новое, и Дух сообщает об этой новизне, о вечном обновлении в церкви вопреки тому, что все мы много согрешаем.
Д.М. Гзгзян, профессор СФИ, заметил, что Дух действует иерархически: Он требует, чтобы Его опознавали, чтобы Его действие приносило плоды. В этом смысле можно говорить об иерархии как о расположении начал в определенном порядке, в частности, об иерархии даров (по ап. Павлу), иерархии ценностей и т.д. Человеку нужно уметь различать то, что ценно и важно: «сплющивая» вертикали даров, ценностей и др., превращая их в плоскость, человек теряет качество человечности.
Д.С. Гасак, проректор СФИ, сказал о важности различения добра и зла, духа созидания и духа разрушения, ответственность за которое лежит на каждом христианине. В церкви всегда находились люди, бравшие на себя крест свидетельства о воле Божьей. Это качество жизни важно и в общинно-братской среде. Говоря о принципе неиерархичности в православных общинах и братствах, Дмитрий Сергеевич отметил, что это возможно лишь тогда, когда в них реализуется принцип свободы, любви, доверия.
Прот. Павел Адельгейм заметил, что старшие всегда отвечают за отношение к ним младших. Поиск духовно старших по сути является поиском пророка. Например, в Ташкентской епархии таким человеком был о. Борис (Холчев), происходивший из мечевской общины. Среди даров духовника о. Павел отметил ответственность за своих чад, дар рассуждения, умение правильно расставить акценты в совете о том, как поступить, а также знание своей меры — какие советы священник вправе давать, а какие — нет. В нормальных отношениях духовника и мирянина имеет место дисциплина любви, когда совет исполняется не по принуждению, а потому что этого требует любовь.
Свящ. Иоанн Привалов в своем выступлении противопоставил маловерие и веру. Маловерие лишь несет в себе атрибуты Христовой веры, но ею не является. Его символ веры: невозможное невозможно! — в отличие от веры апостольской, в которой невозможное человеку возможно Богу. Маловерие рождает ложный иерархизм. Для изгнания маловерия и из конкретного человека, и из церковной среды требуется особое усилие — усилие экзорцизма. Это большой и непростой труд.
Заведующая Богословским колледжем Л.В. Комиссарова обратила внимание участников конференции на то, что Н.Н. Неплюев одним из первых заговорил о Божьем призвании не только одного человека лично, но и о призвании целых групп или слоев общества. Так, в его работе «Историческое призвание русского помещика» говорится о призвании помещика отвечать за жизнь общества и за русского крестьянина. Призванием братства, по Неплюеву, является сама церковная жизнь.
В завершение круглого стола свящ. Георгий Кочетков напомнил о том понимании иерархичности, которое говорит о качестве жизни. Способность нести высшие дары, иметь большее количество талантов и их нужным образом умножать напоминает о Кресте. Следует всегда поддерживать иерархов во всем лучшем. Отец Георгий выразил надежду на то, что все участники конференции будут учиться размышлять о сложных, противоречивых, иногда трагических вещах открыто, плодотворно, не просто конструктивно, но двигаясь вперед.
Информационная служба Преображенского братства