Содержание и цели духовного и светского гуманитарного образования
Об этом говорили на конференции «Образование в ХХI веке: стратегии и приоритеты» 27 мая
На дневном пленарном заседании проректор МДА, секретарь Синодальной богословской комиссии свящ. Владимир Шмалий передал организаторам и всем участникам конференции приветствие от митрополита Минского и Слуцкого Филарета, председателя Синодальной богословской комиссии. В своём выступлении, посвященном проекту образовательной концепции РПЦ, он особо выделил важность предкрещальной катехизации, а также образования мирян для подготовки к ответственному служению в церкви. Отвечая на вопросы, он нарисовал портрет образованного священнослужителя: общекультурная подготовка, благородство, внутренняя свобода, способность ответственно решать свои духовные проблемы и только после этого помогать другим. Задача духовных школ, по мнению отца Владимира, состоит в том, чтобы формировать не требоисполнителей, а думающих образованных священников, но для этого необходимо трезвое отношение к власти традиции: умение видеть и принимать, что является подлинным преданием церкви, а что – только ее реакцией на определенную историческую ситуацию.
О духовном образовании размышлял также в своем докладе С.Ч. Гаглоев, сотрудник секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС МП, который посетовал на то, что специальность «теология» не находит пока должного места в системе образования в современной России.
О.И. Генисаретский, главный научный сотрудник Института философии РАН, проблематизировал сами понятия «духовное», «светское», «гуманитарное». Он говорил о том, что как словом «духовность» сейчас называют абсолютно всё, так и за понятием «гуманитарное» скрываются определённые социальные технологии (типа рекламных слоганов «Тефаль думает о вас!»), не способные сохранять живую преемственность традиции. Поиск различного рода стратегий, образов будущего О.И. Генисаретский назвал манией современного мира, однако он предложил трезво относиться к условиям, в которых мы живём, и принимать предлагаемый нам опыт. Поскольку «конкурентноспособность напрямую связана с жизнеспособностью, а жизнеспособность в свою очередь имеет культурные и духовные основы», то и «в мире рыночных отношений нетварные основы языка и культуры могут иметь решающее значение».
Проблемы светского образования осветили в своих докладах директор Института развития дошкольного образования РАО В.И. Слободчиков и ректор Коломенского ГПИ А.Б. Мазуров. Первый размышлял о категории антропологии образования. Перечислив три основных «модуса» образования – социализацию, инкультурацию и становление личности, докладчик отметил, что для представляемого им направления последний из них становится центральным. При этом в современном мире становление личности невозможно без противостояния «внутренней оккупации», выражающейся в духовном кодировании и дрессуре человека со стороны системы образования, СМИ, государства.
А.Б. Мазуров подхватил идею антропоцентрического принципа образования, но подошел к ней с более практической стороны. Он обратил внимание на то, что вузам грозит потеря научной преемственности, поскольку катастрофически сокращается количество преподавателей; на коммерциализацию процесса обучения по причине сокращения числа бюджетных средств; а также на то, что само высшее образование утрачивает качество элитарности и может быть доступно абсолютно всем. При множестве проблем в высшей школе надежду вселяет то, что появляется здоровая альтернатива государственному образованию в виде негосударственных учебных заведений, подобных Свято-Филаретовскому институту или Высшей Религиозно-Философской Школе (СПб). По мнению докладчика, эти вузы – не просто островки в море, но настоящие «паровозы», способные повлиять на ситуацию в целом.