Перейти к основному содержимому

Система образования: «выпуск стандартного продукта» или созидание личности?

Эта проблема оказалась в центре обсуждения участников второй части конференции «Образование в XXI веке: стратегии и приоритеты» после острого и несколько провокационного доклада к. филос. н. доцента РГГУ  А.А. Игнатьева. Ученый в своем выступлении отверг один из важных тезисов прозвучавшего в первой половине дня доклада проф., д. псих. н. А.Г. Асмолова (МГУ) о формировании личности как цели системы образования. Проследив историю образования со времен античности, А.А. Игнатьев попытался убедить слушателей, что во всех успешных образовательных проектах на первом месте стояла прагматика – согласованный между учащими и учащимися ответ на вопрос: зачем учиться. В истории образования известны четыре варианта ответа: формирование элиты, «социальный лифт», воспроизводство профессиональных корпораций, «подготовка квалифицированного линейного персонала» - качественных исполнителей. С точки зрения докладчика, в современной России все эти функции оказались утрачены.

Коснувшись проблем духовного образования, А.А. Игнатьев заметил, что в ситуации кризиса православной элиты, вузы, подобные Свято-Филаретовскому институту или теологическим факультетам светских университетов, могли бы взять на себя функцию ее формирования.

Ведущий второй части конференции к. пед. н., магистр богословия, преподаватель СФИ А.М. Копировский противопоставил предложенным Асмоловым и Игнатьевым целям образования идею созидания личности не как механического формирования и не как прагматического «выпуска», а как духовно-культурного взращивания. Копировский также спросил отв. секретаря Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ А.Е. Себенцова, открывшего докладом о законодательных основах духовного образования дневное заседание конференции, о том, насколько законодательство может способствовать достижению этой цели. Себенцов ответил, что в российской действительности это зависит от того, кто и как применяет закон. При этом он согласился с утверждением Игнатьева о насущной необходимости формирования отечественной духовной элиты.

Проф.-прот. Василий Михок (Румыния, г. Сибиу), вступив в дискуссию, напомнил уважаемым докладчиками, что Христос пришел не для того, чтобы создавать элиту – Он пришел послужить, и призвание его учеников, в том числе и выпускников духовных школ, – служение Богу и людям.

В ходе дискуссии, возникшей после доклада ректора-основателя ВРФШ (С-Петербург), к. физ.-мат. н. Н.А. Печерской  о возможности взаимодействия богословия и религиоведения, стало очевидным, что искомый синтез может возникнуть, в том случае, если образование будет путем поиска истины, по мере прохождения которого созидается личность. Ректор СФИ проф.-свящ. Георгий Кочетков, поддержав тезис о возможности плодотворного сотрудничества религиоведов и богословов в рамках единой образовательной концепции, отметил, что и религиоведческое знание без прикосновения к подлинному религиозному опыту оказывается не полным, и богословию полезно серьезное научное знание об истории развития богословской мысли. По мнению о. о. Георгия и Василия, верующий человек зачастую оказывается более объективным и открытым к иному опыту, т.к. он стремится к Истине.

Все новости