Перейти к основному содержимому

Серафим Саровский без чудес ярче и ближе

Что главное в наследии преподобного Серафима Саровского и как разглядеть его духовный облик в дошедших до нас свидетельствах, выясняли в Новокузнецке участники встреч с представителями Свято-Филаретовского института.

«Образ преподобного Серафима становится ярче и ближе, если из его жизнеописания удалить чудотворные “украшения”, добавленные монахом Иоасафом, выдававшим себя за ближайшего ученика старца, – говорит заместитель декана факультета религиоведения Свято-Филаретовского института Анна Алиева. – Тогда можно разглядеть, что в духовном опыте святого на первом месте – обращенность к Священному писанию, внимание к духовному просвещению и забота об устроении общинной жизни верующих».

При таком взгляде на дело святого становится ясно, что всё, чему он учил, имеет отношение к нам даже больше, чем к его современникам. «Всем приходившим к нему Серафим Саровский советовал прежде всего сверять свою жизнь со Священным писанием, хотя в то время чтение Библии мирянами не было распространено и не поощрялось, – рассказала историк Екатерина Степанова, сотрудник издательства СФИ. – Именно стремление к общей жизни по Евангелию было в основе окормляемых Серафимом общин – Казанской и Мельничной».

По благословению старца возникло целое крестьянское братство «беседников». Беседники ходили по деревням, разговаривали с крестьянами о Боге и пели духовные песни, отличались неустанной молитвой и трудолюбием. Один из беседнических старцев – мирянин Петр Чагринский – в XX веке был канонизирован.

Встречи ко дню памяти преподобного Серафима Саровского с преподавателями и студентами Новокузнецкой духовной семинарии и слушателями Богословско-катехизаторских курсов при храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Новокузнецке провели заместитель декана факультета религиоведения СФИ Анна Алиева и сотрудник издательства СФИ Екатерина Степанова 31 июля и 1 августа.