Перейти к основному содержимому

«Самый сложный вопрос для Церкви — это как мы живем вместе»

В преддверии предстоящей конференции «Соборная православная экклезиология сегодня: вера в Церковь, познание Церкви, устроение церковной жизни» на наши вопросы ответил Игорь Зайцев, кандидат философских наук, заместитель декана факультета философии, богословия и религиоведения РХГА.
Фото: rhga.ru

Фото: rhga.ru

— Тема предстоящей конференции — «Соборная православная экклезиология сегодня: вера в Церковь, познание Церкви, устроение церковной жизни», то есть сама соборная экклезиология предъявлена как то, что требует определенного поиска и осмысления. Какой из этих трех аспектов (вера, познание, устроение жизни) представляется вам наиболее значимым или даже болезненным в практическом плане и для современной экклезиологической мысли?

— Самая сложная из трех областей церковной жизни — это её устроение — как мы живем вместе. Вера — личное дело каждого. Мы сами знаем, когда доверяем Богу, а когда сомневаемся. Вхождение в  церковное учение — это работа для специалистов: богословов, учёных. Они могут спорить, исследовать, объяснять. А вот устройство церковной жизни касается всех нас. Это живые отношения между обычными верующими, священниками, епископами. Здесь проверяется, насколько наша вера настоящая. История показывает: можно знать все правильные молитвы и читать нужные книги, но если в церкви люди не доверяют друг другу, если там процветают властолюбие и формальность — тогда вера слабеет, а ученые разговоры становятся пустыми словами. Соборность — это когда мы действительно живем как община, как братья и сестры, когда вместе участвуем в богослужении. Это не красивая мечта о будущем, а задача сегодняшнего дня. Церковное предание остается живым, только когда им дышат. Оно живет не только в книгах, но и в том, как мы молимся вместе, как слушаем друг друга, как разделяем горе и радость ближних. Ведь и богослужение — это тоже способ устройства нашей общей жизни, только в самом глубоком смысле. Поэтому одна из самых важных проблем в Церкви сегодня связана с тем, как построить церковную жизнь так, чтобы наша вера и знания не остались просто словами, а стали свидетельством миру о единстве.

— В начале XX века в богословской мысли с особой остротой зазвучал вопрос о границах церкви, в частности в связи со стремлением христиан разных конфессий к сближению. А сейчас какой экклезиологический вопрос вы бы назвали самым главным?

— Если в начале XX века искали ответ на вопрос, где проходят границы Церкви, то сегодня не менее важно понять, что происходит в самом сердце Церкви. Мы живем в то время, когда люди меньше спорят о том, кто «свой», а кто «чужой». Гораздо важнее стало — живет ли Церковь как настоящая община, есть ли в ней место доверию, свободе и любви? Можно четко определить церковные правила и установить ясные границы. Но если внутри Церкви нет настоящего единства, если вера и знания не воплощаются в реальной жизни — тогда эти границы становятся просто линиями на бумаге. Главные вопросы для Церкви сегодня  — как быть Церковью здесь и сейчас; как жить в мире, где есть и свобода, и разделение; как отвечать на боль и давать надежду в то время, когда общество ждет от нас не красивых слов, а живых дел. Сегодня важно не столько решать, «кто входит» или «кто не входит» в Церковь, сколько понимать, как Церкви оставаться местом, где люди встречаются с живым Богом и вместе отвечают на зло и отчаяние в мире.

Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.