Религиозная vs эстетика
С 19 по 21 ноября в Москве состоялся II Международный научно-практический форум «Научные школы педагогики искусства в современном образовании», посвященный 70-летию Российской академии образования.
В структуру форума, организованного Институтом художественного образования РАО, Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Московской государственной академией акварели и изящных искусств. С. Андрияки, вошли ряд конференций по художественно-образовательной тематике, научно-практический семинар и театральные мастер-классы. В работе форума ежегодно принимает участие преподаватель эстетики и религиозного искусства СФИ профессор А.М. Копировский. В этом году он выступил с докладом на научно-практической конференции «Музей – школе, школа – музею». Тема доклада, написанного на материале многолетней работы автора со школьными экскурсионными группами в музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева, а также преподавания в Ленинградской духовной академии и в СФИ, – «О сочетании светского и церковного подходов при показе произведений церковного искусства».
В докладе он проанализировал в историческом контексте формы музейного показа древних икон, мелкой пластики и других произведений художественной культуры до революции 1917 года, в первые послереволюционные десятилетия и конце ХХ века. Попытки представить эти произведения одновременно в историческом, иконологическом и эстетическом плане, к чему призывали выдающиеся отечественные историки искусства В.Н. Лазарев и Г.К. Вагнер, за редким исключением остаются пока безуспешными, отметил А.М. Копировский. Он привел примеры удачных и откровенно неудачных попыток соединить церковный и светский подходы в музейной экскурсии.
«Стремиться сразу “нагрузить” музейного зрителя, особенно юного, богословскими основами иконописания – неплодотворно», – подчеркнул А.М. Копировский и предложил строить экскурсии в первую очередь по законам зрительного восприятия, что позволяет затем ставить серьезные духовные вопросы. Также большой проблемой остается недостаточная квалификация многих музейных экскурсоводов, считает профессор СФИ.