«Путь разрешения споров о церковном устроении — познание Церкви с верой в неё»

— Тема предстоящей конференции — «Соборная православная экклезиология сегодня: вера в Церковь, познание Церкви, устроение церковной жизни», то есть сама соборная экклезиология предъявлена как то, что требует определенного поиска и осмысления. Какой из этих трех аспектов (вера, познание, устроение жизни) представляется вам наиболее значимым или даже болезненным в практическом плане и для современной экклезиологической мысли?
— Каждый из трёх аспектов по-своему значим и важен, но для экклезиологической мысли, поскольку она есть мысль, наиболее важно познание Церкви. Впрочем, все три аспекта взаимосвязаны, ибо познание Церкви совершается с доверием к ней и с верой в неё как Христово установление. Важно различать, при этом, во что и кому именно мы верим, чтобы не пойти за теми, кто претендует говорить от имени Церкви, но преувеличивает свою способность делать это. Познание Церкви неизбежно заставляет задуматься о правильном устроении церковной жизни, и это наиболее болезненный аспект, потому что реальное устроение Церкви во все эпохи её существования так или иначе расходилось с теми высокими идеалами, которые мы можем почерпнуть из Нового Завета и которые явственно, хотя и не безупречно, отражены в её древнейшей, доконстантиновской истории. Поэтому вопрос об устроении Церкви наиболее болезнен и вызывает жаркие споры. Путь разрешения этих споров — познание Церкви с верой в неё. Так круг из этих трёх аспектов замыкается.
— В начале XX века в богословской мысли с особой остротой зазвучал вопрос о границах церкви, в частности в связи со стремлением христиан разных конфессий к сближению. А сейчас какой экклезиологический вопрос вы бы назвали самым главным?
— Самым главным я бы назвал старый, но не решённый внятно вопрос о местной церкви, о том, что она есть и как она устроена. Этот вопрос — следствие относящегося к догматическому богословию тезиса о центральности евхаристии для Церкви или, говоря более решительным богословским языком, о тождестве евхаристии и Церкви — церкви местной, а через нее и Церкви вселенской. Редко кто отвергает этот тезис безоговорочно и нечасто с ним спорят открыто, но даже те, кто в целом принимает его, не всегда осознают, насколько он обязывает нас вдуматься и в современное церковное устройство, и в нынешнее литургическое благочестие. Тезис о тождестве евхаристии и Церкви и вытекающий из него вопрос о местной церкви по-разному разрабатывался всеми крупными представителями евхаристической экклезиологии XX – начала XXI века — отцом Николаем Афанасьевым и отцом Александром Шмеманом, а затем митрополитом Иоанном (Зизиуласом). Под влиянием церковных событий и интеллектуальной моды последних десятилетий сейчас эта тема несколько ушла в тень, но о ней ещё многое можно сказать и написать.