Перейти к основному содержимому

Протестантизм и новые религиозные движения

Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Как при отсутствии единства в терминах и проблемах с типологизацией говорить о многообразных христианских течениях, которые условно объединяют понятием «протестантизм», в курсе, изучающем новые религиозные движения, размышляли участники круглого стола «Традиционное и нетрадиционное, старое и новое: как рассказывать о протестантизме студентам», состоявшегося 9 июня.

Не только у исследователей ряд христианских деноминаций и направлений вызывают вопрос, относить ли их к протестантизму (если подразумевать под этим словом лютеран и реформатов). Существует и проблема самоидентификации. Например, евангельские христиане сами себя не относят к протестантам, а настаивают на особой идентичности русского евангельского движения. «Российский протестантизм, по их утверждению, – это особое богоискательское движение, начавшееся задолго до западной Реформации, – рассказывает старший научный сотрудник Центра изучения и развития межкультурных отношений кандидат культурологии Оксана Куропаткина. – Они возводят русское евангельское движение к стригольникам (XIV век) и жидовствующим (XV век)».

Вместе с тем, по мнению профессора Пермского государственного института культуры доктора философских наук Светланы Рязановой, вопрос самоидентификации важен лишь внутри конфессии, в то время как исследователь волен сам задать подход к классификации религиозных направлений. «Проблема может быть решена за счёт отсечения незначимых для методики преподавания факторов. Во всём многообразии протестантских движений можно найти критерий классификации, соответствующий преподавательским задачам, – говорит Светлана Рязанова. – Я провожу границу между протестантами, традиционными и нетрадиционными, и тем, что мы называем новыми религиозными движениями, по соответствию их вероучения догматическим нормам. Это не панацея, но помогает решить проблему демаркации, создаёт некоторую определённость, без которой студентам сложно освоить курс».

Широкое распространение протестантизма и открытость последователей делают его привлекательным в практическом обучении студентов полевой работе, считает сотрудник лаборатории «Социология религии» ПСТГУ Татьяна Крихтова, – для проведения исследования при написании курсовой работы или диплома студенту проще попасть именно в протестантскую церковь. 

В круглом столе Русского религиоведческого общества, организованном факультетом религиоведения Свято-Филаретовского института и кафедрой философии и религиоведения богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, приняли участие декан факультета религиоведения СФИ Маргарита Шилкина, заместитель декана факультета религиоведения СФИ Анна Алиева, доцент кафедры философии и религиоведения ПСТГУ Ксения Колкунова, профессор Пермского государственного института культуры Светлана Рязанова, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики Московского государственного университета Сергей Трофимов, старший научный сотрудник Центра изучения и развития межкультурных отношений Оксана Куропаткина, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Анастасия Митрофанова, сотрудник лаборатории «Социология религии» ПСТГУ Татьяна Крихтова и другие.