Перейти к основному содержимому

Первая монография о епископе Макарии (Опоцком)

Фигура епископа-катехизатора Макария (Опоцкого) уникальна в истории Русской православной церкви. Своим главным делом этот архиерей счёл «создание братских общин для преображения их членов в сынов Божьих вплоть до полного уподобления Христу». 

В книге выпускницы Свято-Филаретовского института (СФИ) Анны Дмитренко «За святую правду любви и братства: Епископ-катехизатор Макарий (Опоцкий), 1872–1941» (Москва: СФИ, 2020) впервые представлена полная биография епископа Макария, а также его духовное наследие (проповеди, молитвы, письма), воспоминания и свидетельства о нём и о созданных им братствах. Большинство архивных документов и фотографий публикуется впервые. 

«Епископ Макарий (Опоцкий), викарий Новгородской епархии, даже церковным историкам известен недостаточно, – отметил на презентации книги в СФИ 17 декабря автор предисловия Сергей Фирсов, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета. – Книга собственно о нём, о его служении. О том, как он любил людей, как стремился устроить их жизнь на христианских началах. Это прежде всего книга о человеке, стремившемся воплотить заветы Христа, а не об архиерее-администраторе, более или менее успешно занимавшемся управлением вверенной ему кафедрой. Более того, это книга о том, как организовывалась братское делание и что это такое».

Призвание к духовному просвещению народа и собиранию православных братств открылось епископу Макарию в первые годы пастырского служения во многом благодаря знакомству с известным церковным деятелем помещиком Николаем Неплюевым. Первое православное братство епископ Макарий создал в 1908 году, а после революции, в годы гонений на церковь, продолжал устраивать братскую жизнь в самых экстремальных условиях вплоть до своей кончины в 1941 году.

«Автор показывает, как благодаря епископу Макарию были возрождены, по сути созданы заново православные братства Новгородской земли в Череповецком уезде и как несмотря на гонение и противодействие он сумел сплотить вокруг себя православных, не желавших молиться в обновленческих храмах, – добавил Сергей Фирсов. – В сложнейших условиях он сумел построить церковную жизнь таким образом, что находившиеся рядом с ним верующие стали осознавать себя единой православной общиной, подлинной духовной семьёй. В тех условиях это было исключительно важно. То, что не удалось реформировать до революции в первой половине 20-х годов XX века, удалось осуществить в относительно небольшом уезде в условиях постоянно усиливавшегося государственного богоборчества».

«Я прочитал книгу с большим удовольствием, – признался старший научный сотрудник Института российской истории кандидат исторических наук РАН Игорь Курляндский. – Привлечён очень большой круг архивных источников, в том числе опубликованы документы, которые сохранились в семьях братчиков. Много документов введено в научный оборот: слова, проповеди, поучения, письма епископа Макария, воспоминания братчиков». 

«Мне очень импонирует то, что выпукло представлена дореволюционная часть служения епископа Макария: его отношения с Неплюевым и его братством, участие в трезвенническом движении, – добавил Игорь Александрович. – Всё это очень важно, чтобы понять истоки его проповеднической и миссионерской деятельности. А как историку советского периода мне были важны приведённые свидетельства о том, что сфабрикованные чекистские дела против братства возникали в результате доносов. Сейчас в историографии есть тенденция объявлять, что доносы в советском терроре какой-то существенной роли не играли, что это шло просто по разнарядкам. Нет, всё-таки система содержала армию штатных доносчиков, так называемых осведомов и агентов, и это очень действенно работало и в среде религиозных организаций».

«Я сегодня внимательно пересматривал эту книгу и был снова просто захвачен ею, – сказал основатель СФИ кандидат богословия священник Георгий Кочетков. – Всё, что там есть, – это какой-то другой мир. Не только исторически, но и духовно, церковно. Неслучайно епископа Макария язык не поворачивается назвать владыкой, как сейчас принято. Действительно, “папочка”, “дедушка”, как его называли братчики – это нормально. Какой владыка? Ничего такого владычествующего в нем никогда не было – это совсем другой подход к жизни, к отношениям между людьми и с Богом, с Церковью как целостностью».

«Епископ Макарий со своими братчиками в самых разных городах явил нам всю силу апостольского служения, когда есть возможность и желание возродить апостольскую традицию без наслоений более поздних веков, которые всё больше и больше отчуждали церковь от самой Церкви, от самоё себя, от верующих, рождали клерикализм, – добавил отец Георгий. – Это какой-то третий путь, помимо традиционализма и обновленчества, и этот путь оказался чрезвычайно важным именно в XX веке, когда кончился константиновский период церковной истории и нужно было по-другому строить церковную жизнь. И очень важно, что епископ Макарий не уходил в раскол – ни в правый, ни в левый, ни туда, ни сюда – и при этом шёл своим путём. Это было, наверное, знамением времени».

«После книги о епископе Макарии (Опоцком) уже нельзя по-старому писать историю церкви, во всяком случае Русской церкви, но думаю, не только, – сказал отец Георгий. – Мы теперь совершенно по-другому смотрим на всю историю России XIX и XX века. Поэтому я приглашаю всех найти возможность эту книгу прочесть: вы получите не просто удовольствие, не просто пользу – вы получите благодать». 

В презентации также приняли участие автор монографии Анна Дмитренко, декан Исторического факультета СФИ Константин Обозный, руководитель Издательства СФИ Кирилл Мозгов, исследовательница истории братств епископа Макария (Опоцкого) аспирантка ИРИ РАН Александра Буданова и другие.

Книгу можно приобрести в Интернет-магазине СФИ.