Православный приход в Милане провел международную конференцию о христианской миссии
Итальянский православный приход святителя Амвросия Медиоланского (Милан) уже пятый год выступает организатором международной конференции «Амвросиевские чтения». В этом году ее тема — «Христианское свидетельство в современном секулярном мире».
Свои приветствия участникам конференции передали митрополит Киевский и всея Украины Владимир, монсеньор Джанфранко Боттони (Отдел экуменизма и диалога Миланского диоцеза), заместитель начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме игумен Феофан (Лукьянов), консул Молдовы в Милане Мария Виттория Йонутас Пускасиу и другие.
В конференции приняли участие митрополит Полтавский и Миргородский Филипп, настоятель прихода святителя Амвросия Медиоланского архимандрит Амвросий (Макар), епископ Макаровский Иларий, профессор Свято-Сергиевского Православного богословского института в Париже архимандрит Иов (Геча), сотрудник Отдела внешних церковных связей РПЦ иеромонах Джованни (Гуайта), настоятель монастыря св. Маманта и прихода Рождества Пресвятой Богородицы игумен Андрей (Вейд), настоятель церкви св. Максима Туринского в Турине игумен Амвросий (Кассинаско), настоятель церкви во имя Иконы Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радосте в Брешии священник Владимир Зелинский, директор научно-издательского объединения «Дух и Лiтера» Константин Сигов и другие. Свято-Филаретовский институт на конференции представлял профессор Александр Копировский.
В течение трех дней работы конференции (9-11 сентября) прозвучало более 20 выступлений на самые разнообразные темы. Все размышления объединял вопрос — как свидетельствовать о Воскресении Христа в секулярном мире? Поверхностное знакомство с христианской символикой и культурой, часто ничего не открывая людям о сути христианства, создает ложное ощущение его понимания. Современное общество стремительно дехристианизируется и ставит порой куда более трудные вопросы, чем мир дохристианский.
Участники конференции вспомнили слова протопресвитера Александра Шмемана о том, что секуляризация есть не столько отрицание Бога, сколько «отрицание человека как существа поклоняющегося — homo adorans, того, для кого поклонение — это основной акт, который определяет его человеческую природу и осуществляет ее». Поэтому в работе «Богослужение в секулярный век» Шмеман писал о необходимости перенести акцент с отношений человека с Богом на отношения человека с миром, жизнью, которые должны быть преображены и приведены к Богу.
Общим мнением выступавших было то, что для современного мира, в котором христиане разделены и часто не живут по своей вере, наиболее убедительным свидетельством о возможности преодоления зла и греха является верующий человек, стремящийся в своей жизни подражать Христу.
Профессор СФИ Александр Копировский в своем выступлении рассказал о 37 портретах, написанных московским художником Павлом Дмитриевичем Кориным (1892–1967) в то время, когда церковь в России подверглась гонениям, намного превосходившим гонения римских императоров-язычников. Перед советским зрителем предстали люди «не от мира сего»: православные епископы, священники, дьяконы, монахи, монахини, миряне — мужчины и женщины, нищие, калеки. Практически все они являли готовность к самопожертвованию за веру в Бога, духовную красоту и силу. Искусство по-своему свидетельствует о Боге, но это свидетельство неполно без живых Его свидетелей, отметил докладчик. На заседании круглого стола, где каждый участник рассказывал об известных лично ему свидетельствах веры, в качестве примера А.М. Копировский привел своего однокурсника, ныне священника Георгия Кочеткова, который, «будучи студентом Плехановского института, устроил среди соучеников опрос на тему: “Во что ты веришь?”, и сам не побоялся назвать в нем православный Символ веры. Ответы других тоже были искренними и потому ужасающими: оказалось, что предмет нашей веры чаще всего был ничтожным. Для меня это стало первым поводом к размышлению о смысле жизни всерьез».
Приход святителя Амвросия Медиоланского, который организует ежегодные международные конференции с 2008 года, — тоже пример современного свидетельства о Христе. В 2007 году, когда пустующий католический храм в Милане был передан Православной церкви, приход насчитывал несколько человек, а сегодня это больше 100 постоянных прихожан, среди которых не только эмигранты из Молдовы, Украины и России, но и коренные итальянцы.
Во многом это происходит благодаря настоятелю храма архимандриту Амвросию (Макару), который проводит регулярные богослужения (частично — с переводом на итальянский язык) и в трудных условиях осуществляет большую пастырскую работу. Устроители конференции оказали участникам теплый прием. Каждый день начинался с литургии, после нее в храме проводилась общая трапеза, а завершилась программа посещением Амвросианской библиотеки и кафедрального Миланского собора.