Православие и физика
Ведущий семинара кандидат педагогических наук Александр Копировский отметил, что вопрос о диалоге непростой, потому что, как общество, так и церковь чрезвычайно неоднородны. В обществе, с одной стороны, бытуют мифы, имеющие мало отношения к реальности, с другой стороны, есть непреодолимое желание видеть в христианской церкви нечто возвышающее, очищающее человека, которому церковь в нынешнее время, к сожалению, далеко не всегда соответствует.
Анна Алиева в сообщении «Образ христианства в сознании современных россиян» описала отношение современного человека к вере и христианству, опираясь на данные различных социологических опросов. Она выделила наиболее проблематичные и парадоксальные ответы. В частности, нередки случаи самоопределения человека одновременно как верующего и как атеиста. Крайне размыто понимание самого слова «вера» (часто веру путают, например, с суевериями). Понятия «православие» и «христианство» в сознании и самоидентификации людей далеко отстоят друг от друга как почти несовместимые. Так, христианство ассоциируется с чем-то средневековым, западным и чуждым, а православие скорее связывается с этнической принадлежностью, лояльностью к Российскому государству.
При этом как «положительный» образ православного человека: русский, солидарный с позицией государства, доверяющий армии – так и негативный: грязный, нечесаный, необразованный, агрессивный – не имеют отношения к подлинному православию, к христианству, пояснила Анна Алиева. Неудивительно, что среди тех, кто называет себя православными, высок уровень страхов за себя и за страну, есть опасение внешней агрессии и выявлена ориентация на магические практики.
Анна Алиева отметила, что современный образ православия практически никак не связан с духовными категориями (совестью, представлением о достоинстве человека и ценностном содержании жизни, о человеческих взаимоотношениях). Большую роль в создании этого образа играют не столько СМИ, сколько бытовое общение с людьми, которые однозначно определяют себя как православные: соседями, сослуживцами, клириками близлежащих храмов. Получается, что образ сформирован самой церковью, что дает всем ее чадам особым образом задуматься. Наши современники и соотечественники, получив однажды негативный опыт в отдельно взятом храме в отдельно взятом случае, переносят его на всю церковь, на православие в целом, и в этом сейчас состоит основная трудность для диалога церкви и общества. Ситуация осложняется тем, что современные россияне, как правило, предпочитают дальше не разбираться в ситуации, что делает процесс отчуждения церкви и значительной части общества все менее обратимым.
Максим Зельников в докладе «Возможности диалога людей науки и церкви на примере семинаров физиков и богословов в СФИ» раскрыл проблематику диалога церкви и общества немного с другой стороны. Речь шла об узкой прослойке научной интеллигенции, представители которой, вопреки результатам массовых социологических опросов, всерьез заинтересованы в том, чтобы разобраться в неясных вопросах. Надо отметить, что и в этом случае в процессе диалога возникали определенные трудности, связанные с теми же навязанными социумом ложными представлениями о вере и христианстве.
Первоначальные вопросы, обращенные из среды верующих к физикам: о происхождении вселенной, ее конечности и бесконечности и другие – постепенно перетекли в диалог людей науки и богословия. Ученые задавали не меньше, а больше вопросов, чем «клирики». Эти вопросы были связаны с отношением христиан к точкам пересечения науки и веры, очень часто – с философскими вопросами знания и познания.
Максим Зельников отметил, что плодотворность столь продолжительного диалога (встречи проходят ежеквартально уже в течение трех лет) во многом связана именно с открытостью, искренней заинтересованностью обеих сторон в этом диалоге, в познании нового о мире, человеке, Боге. Наиболее продуктивным диалог оказывался в тех случаях, когда для ученых был важен поиск подлинной человечности, человека, который приводил к признанию ограничений научного метода исследования и попыткам выйти за рамки него. Важно было и то, что богословы со своей стороны также проявляли искреннюю заинтересованность в познании современных достижений науки, не отрицали, но принимали неизвестное им ранее о сотворенном Богом мире. Для обеих сторон было важно увидеть, как много и в науке, и в богословии неизвестного, того, что еще не познано, и неизвестно, будет ли познано когда-нибудь.
В этом году Ассоциация выпускников и студентов планирует продолжить серию научных конференций с участием преподавателей института.