Перейти к основному содержимому

Поверить алгеброй нравственность

28 октября в Свято-Филаретовском институте состоялась презентация книги «Измерение субъективности: Конструктивизм в практике педагогического исследования», организованная кафедрой религиоведения СФИ и Институтом религиозной педагогики Русской христианской гуманитарной академии.
Федор Николаевич Козырев

Издание представлял автор – доктор педагогических наук Федор Николаевич Козырев, профессор РХГА. Презентацию, которая вылилась в небольшой научный семинар, вела заведующая кафедрой религиоведения СФИ кандидат философских наук Маргарита Васильевна Шилкина.

Книга предназначена для педагогов и психологов, занятых в сфере образования. В ней представлен опыт экспериментальной работы с диагностическими технологиями, позволяющими оценить результаты личностных достижений школьников в процессе освоения курса ОРКСЭ и других подобных дисциплин, преследующих духовно-нравственные цели.

Теоретическую основу исследовательской методики, которую уже много лет применяет автор в нескольких школах Санкт-Петербурга, составляет конструктивистский подход в психологии.

«Книга задумывалась почти как практическое руководство. Но малая представленность конструктивизма в российском опыте заставила меня уделить внимание и теоретической части, которая обрамляет практическую», – рассказал Федор Николаевич.

В мировой педагогике и психологии сегодня наблюдается переход от бихевиоризма, сделавшего предметом исследований поведение человека, к конструктивизму, который фокусируется на изучении человеческого познания. «Бихевиоризм – визитная карточка механистической эпохи – попросту вычеркнул психологию из области исследования, превратив психологию в “черный ящик”», – сказал Федор Николаевич.

В конструктивизме познавательная деятельность понимается как построение человеком субъективной интерпретации мира, а не пассивное отражение действительности. Подход к познанию как к активному творческому процессу открывает новые перспективы в исследовании нравственности и развития ценностных ориентиров личности.

Как отметил Алексей Михайлович Двойнин, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования МПГУ, в отечественной психологии конструктивизм находится в странном положении. Этот подход имеет последовательных сторонников, но в то же время сохраняется инерция советской психологической мысли, склоняющаяся к материалистической «теории отражения».

«Я был очень рад найти в книге те идеи, к которым приходил сам, опираясь на другие источники. Книга хорошо представляет логику измерения субъективности при помощи Q-сортировки на базе таких конкретных и трудно измеряемых явлений, как нравственность», – добавил Алексей Михайлович. Он отметил глубину проработки проблемы и назвал представленную методику «образцом филигранного, безупречного в плане валидности измерительных процедур, подхода к измерению нравственности».

Важно отметить, что методика, представленная в книге, предназначена для педагогической диагностики духовно-нравственного воспитания и развития не отдельного индивида, а социальной группы (например, класса или школы, где преподавался тот или иной курс) и опирается на систематизацию и математическую обработку массивов данных, полученных в результате исследований. Сложность состоит в том, чтобы учесть субъективный характер нравственных достижений личности и при этом добиться адекватной диагностики результатов той или иной педагогической деятельности.

«Принципиально важный для меня момент в вашей книге – “формировать” личность невозможно (у Лосева: формировать можно только зомби, личность формировать невозможно). Все эти измерения еще раз показывают, насколько это деликатная сфера и насколько точное надо иметь о ней суждение, чтобы не получать тупиковых перспектив», – сказал профессор СФИ кандидат педагогических наук Александр Михайлович Копировский.

В ответ на это Федор Николаевич заметил, что «измерение» субъективных показателей – это, конечно, вызов. «Я уловил ваши намеки на опасность такой технологичности и осознаю ее, – сказал он. – Но нельзя же возвращаться назад к примитиву. Путь вперед, на мой взгляд, лежит через повышение квалификации».

Высоко оценила книгу и кандидат философских наук Татьяна Александровна Фолиева, доцент кафедры философии и религиозных аспектов культуры ПСТГУ. Отвечая на ее вопрос о переходе от исследования субъективности и нравственности к исследованию религиозности, Федор Николаевич рассказал, что вопрос о религии был частично включен в проведенные исследования. График соотношения различных факторов развития показывает, что религия в последнее время, к сожалению, становится фактором антагонизма свободомыслия.

По мнению Александра Михайловича Копировского, в момент упомянутого в книге подросткового кризиса 13-14 лет, когда при постановке нравственных проблем начинается отход от религиозности, «очень важно дать человеку не нравственную беспроблемную программу, а ставить перед ним такие вопросы и открывать перед ним такую систему оценок, в формировании которой он мог бы сам участвовать». Он отметил, что в курсе ОРКСЭ, диагностика результатов которого представлена в книге, «нравственность становится привлекательной, а не обязательной, и это воспитательный эффект огромной силы».

Книгу можно приобрести в киоске СФИ (получить подробную информацию можно на факультете религиоведения: +7 495 917 05 01).