Перейти к основному содержимому

Постсоветское православие как политический продукт

Курс большевиков на полное подчинение церковной иерархии государственным структурам имеет интересные отложенные последствия как внутри церкви, так и в её влиянии на общество. Авторитет церкви от иерархии переходит к клирикам и мирянам, утверждают современные исследователи. Любопытный кейс – православный радикализм в Молдавии.
Фото: Максим Андреев. NewsMaker

Фото: Максим Андреев. NewsMaker

Православный радикализм в Молдавии – явление не столько религиозное, сколько политическое, считает ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, профессор Финансового университета при Правительстве РФ и Сретенской духовной семинарии доктор политических наук Анастасия Митрофанова. О современном состоянии этого явления и его специфике в постсоветском контексте она рассказала на круглом столе, состоявшемся 18 декабря в Свято-Филаретовском институте в онлайн-формате.

Православные радикалы – низовое движение клириков и мирян, недовольных реакцией церкви на вызовы со стороны современного мира. Радикалы не создают новой теологии и, в отличие от фундаменталистов, не держатся за древнюю букву обрядов и догматов. Они расходятся с церковным руководством Православной церкви Молдовы в средствах воздействия на государственную политику, не соглашаясь на неформально существующую на всём постсоветском пространстве подчинённость церковных структур государственным.

Недовольство православных радикалов тесно связано с процессом «европеизации» молдавского общества, которое и сегодня в значительной степени остаётся аграрным,  сохраняя черты сельской религиозности. За годы советской власти в Молдавии не произошло массовой потери прихожан, но и не случилось большого притока неофитов, как в 90-е годы в России. На этом фоне православные радикалы стали силой, сумевшей привлечь в церковь городское население, не интересующееся обрядовой частью религии. Однако главной опорой радикалов стала не проповедь христианской веры, а политическая риторика «спасения традиционных ценностей» и борьбы против процессов «европеизации».

«В Молдавии очень высокое доверие к церкви как институту, но при этом низкое доверие к церковным иерархам, – говорит Анастасия Митрофанова. – На фоне этого кризиса доверия происходит фрагментация церкви на отдельные приходы и группы, которые объединяются вокруг авторитетных священников».

Несмотря на малочисленность и отсутствие поддержки со стороны епископата успеху радикалов способствует их готовность к решительным действиям и наличие выработанной политической и ценностной позиции, позволяющие им оппонировать власти по таким больным вопросам, как отношение к ЛГБТ, без оговорок и мягких формулировок. Несмотря на это радикалы вряд ли станут доминирующей силой в Молдавской церкви, хотя и будут сохраняться в обществе, считает политолог Анастасия Митрофанова.

В дискуссии приняли участие профессор кафедры культурологии и философии Пермского государственного университета культуры доктор философских наук Светлана Рязанова, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ кандидат социологических наук Сергей Трофимов, научный сотрудник Института Европы РАН кандидат философских наук Ольга Шиманская, декан исторического факультета СФИ кандидат исторических наук Константин Обозный, заместитель декана факультета религиоведения СФИ кандидат социологических наук Анна Алиева.