«Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему» (Пс 46:7)
![Enter caption here](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/0c57c91be6a05fe3edc0bc0637f5ab9fb3cea29d/img_66.jpg)
Подобные лекции с приглашением известных специалистов, ученых и богословов в СФИ проводятся регулярно, что позволяет студентам обретать более объемное представление о церковной традиции.
Как хорошо известно, Псалтирь широко используется в богослужении. Исследователи убедились, что и среди археологических находок в Кумране, близ Мертвого моря, списков Псалтири больше, чем какой-либо другой книги Священного Писания. Сравнивая древнееврейскую, византийскую и славянскую традиции, М.Г. Селезнев рассказал, как изменялось использование Псалтири в Народе Божьем.
В еврейской традиции широко распространено пение псалмов, а также чтение с характерной голосовой модуляцией. В Библии насчитывается около 30 специальных знаков, указывающих на особенности чтения.
В Византии пение псалмов практиковалось значительно реже, хотя любопытно, что свой эпитет «псалмопевец» царь Давид получил именно в этой традиции, а на иконах и фресках он изображался, как правило, с арфой в руках. В славянской и русской традиции видна преемственность, но и здесь псалмы не столько поют, сколько читают «как пономарь», т.е. равномерно и неинтонированно.
На вопрос, в результате чего хоровое пение псалмов преимущественно заменяется речитативным чтением пономаря, лектор указал на «определенное изменение церковной жизни». В то же время вопрос спровоцировал его попросить аудиторию спеть какой-нибудь псалом. Это и стало достойным завершением прошедшей лекции.
Информационная служба СФИ
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/da27c843ee03da4e7180c3386c8994a60c89561a/img1.jpg)