Перейти к основному содержимому

Погибнет ли верующий, живя «по плоти»

Письма апостола Павла нельзя воспринимать как богословский трактат, иначе мы столкнёмся с массой противоречий. На некоторые из них и возможные пути их примирения указала в своем докладе выпускница Свято-Филаретовского института Лариса Харченко. Доклад был представлен 23 марта на круглом столе, организованном при поддержке Ассоциации выпускников и студентов.

Что такое «дела плоти»? Согласно Посланию к галатам, это «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда» и пр. Поступающие так, пишет Павел, «Царствия Божия не наследуют». При этом обращается он не к посторонним людям, а к своим чадам во Христе — верующим, которые, согласно его же словам в другом месте, уже спасены («Нет теперь никакого осуждения для тех, которые во Христе» Рим 8:1). Выходит, всё же не спасены и осуждение еще возможно?

Сам Павел не пытается примирить эти противоречивые суждения или точнее изложить свою мысль. Впоследствии это сделали христианские богословы, их толкование приводит Лариса Харченко: отмена осуждения имеет отношение к дару Бога нам, который мы получили авансом, не по заслугам, а жизнь «по Духу» или «по плоти» — к ответу человека, ведь дар еще нужно суметь принять.

Другое противоречие — отношение апостола к плоти: она и противится Духу («не то делаю, что хочу»), и в то же время служит «сосудом» и «храмом» для него.

Еще на одну сложность в богословии Павла указала участница дискуссии Татьяна Зеленкова: с одной стороны, человека спасает вера (а не дела), но с другой, без любви и вера ничего не значит («гимн любви» из 1 Послания к коринфянам). Может быть, жизнь «по Духу», к которой призывает Павел, — это и есть любовь, предположила она. Апостол действительно нигде этого не конкретизирует, пишет только о «плодах Духа» («любовь, радость, мир, долготерпение…»). Этот вопрос многих заинтересовал и стал предметом дискуссии: что имел в виду апостол и есть ли аналоги жизни по Духу в Ветхом завете?

Старший преподаватель СФИ Глеб Ястребов отметил, что «плоды Духа» вполне можно считать и «делами Духа». Более того, жизнь «в Духе» не была чем-то превышающим понимание современников апостола Павла, не только христиан, но и иудеев, считает он.

«Вспомните, что Иисус говорит Никодиму: “Ты – учитель Израилев, и этого ли [что значит быть «рожденным от Духа»] не знаешь?” Значит, он должен это знать, значит, это не случайная цитата во второй книге Паралипоменон, а что-то фундаментальное, значимое», — рассуждает Глеб Ястребов. Эта константа, по его словам, некоторыми направлениями иудаизма была подзабыта, но некоторые её пытались реализовывать. Он также напомнил мечту Моисея о том, чтобы «все в народе Господнем были пророками» и аналогичное пророчество Иоиля. Обновление человека через сошествие на него Духа неоднократно встречается в Ветхом завете. Например, такое рождение свыше пережил Саул.