«Поэтическое напряжение» как социальный фактор
![Профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/c4a7dc4c3cd5361f461ade47c63911c20f5594b0/IMG_1277_AMK-667x444.jpg)
7-9 ноября Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Институт художественного образования Российской академии образования (ИХО РАО) проводят научно-практическую конференцию в рамках форума «Научные школы педагогики искусства в современном образовании» к 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Конференция посвящена обобщению исторического и современного опыта в области эстетического воспитания, в частности, научным школам Анатолия Бакушинского, Николая Романова, Бориса Юсова.
В конференции принял участие профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, к.п.н. А.М. Копировский с докладом «А.В. Бакушинский о социальной роли искусства». Во второй половине ХХ века представление о роли искусства как средства воспитания было формализовано, а сама эта роль стала непонятна (Ханс Бельтинг). Обращение к работам А.В. Бакушинского помогает устранить эту «непонятность».
«Социальную роль искусства Бакушинский видел, прежде всего, в пробуждении в человеке творческой воли для художественного преобразования, а не просто украшения окружающей жизни, — отметил А.М. Копировский. — По Бакушинскому, общественное значение имеет не процесс создания произведения искусства и не интерес к нему современников, а возможность превращения художественного образа в “поэтическое напряжение”, которое само и является воспитывающим фактором».
В докладе он также выделил проблему опознания более глубоких, чем психика, источников этого «напряжения», т.е. веры в Бога и Откровения, и сказал о невозможности отождествления понятий «эстетическое наслаждение» и «благодать».
О становлении принципов музейной педагогики в трудах Анатолия Бакушинского рассказал ведущий научный сотрудник ИХО РАО, к.п.н. Ю.Н. Протопопов, а перспективам развития его научной школы был посвящен доклад заведующей сектором ИХО РАО и сотрудником ГМИИ им. А.С. Пушкина, д.п.н. Н.Н. Фоминой.
Многие выступавшие подчеркивали, что искусствоведческий подход в педагогике искусства не должен быть основным. Все большее значение в процессе художественного образования приобретает диалог.
По материалам форума планируется публикация сборника научных трудов. Конференция завершит работу 9 ноября.
![к.п.н. А.М. Копировский
Ведущий научный сотрудник Института художественного образования Российской академии образования](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/07d30e07bb82ff8c15d6e1db03eb61049006be73/Protopopov_JUrii_Nikolaevich.jpg)
![к.п.н. Ю.Н. Протопопов
Заведующая сектором ИХО РАО](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/0bec5c6ef316bb969295da921649c77a37c7b397/IMG_1272_Fomina.jpg)