Перейти к основному содержимому

«Поэтическое напряжение» как социальный фактор

Профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института

7-9 ноября Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Институт художественного образования Российской академии образования (ИХО РАО) проводят научно-практическую конференцию в рамках форума «Научные школы педагогики искусства в современном образовании» к 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Конференция посвящена обобщению исторического и современного опыта в области эстетического воспитания, в частности, научным школам Анатолия Бакушинского, Николая Романова, Бориса Юсова.

В конференции принял участие профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, к.п.н. А.М. Копировский с докладом «А.В. Бакушинский о социальной роли искусства». Во второй половине ХХ века представление о роли искусства как средства воспитания было формализовано, а сама эта роль стала непонятна (Ханс Бельтинг). Обращение к работам А.В. Бакушинского помогает устранить эту «непонятность».

«Социальную роль искусства Бакушинский видел, прежде всего, в пробуждении в человеке творческой воли для художественного преобразования, а не просто украшения окружающей жизни, — отметил А.М. Копировский. — По Бакушинскому, общественное значение имеет не процесс создания произведения искусства и не интерес к нему современников, а возможность превращения художественного образа в “поэтическое напряжение”, которое само и является воспитывающим фактором».

В докладе он также выделил проблему опознания более глубоких, чем психика, источников этого «напряжения», т.е. веры в Бога и Откровения, и сказал о невозможности отождествления понятий «эстетическое наслаждение» и «благодать».

О становлении принципов музейной педагогики в трудах Анатолия Бакушинского рассказал ведущий научный сотрудник ИХО РАО, к.п.н. Ю.Н. Протопопов, а перспективам развития его научной школы был посвящен доклад заведующей сектором ИХО РАО и сотрудником ГМИИ им. А.С. Пушкина, д.п.н. Н.Н. Фоминой.

Многие выступавшие подчеркивали, что искусствоведческий подход в педагогике искусства не должен быть основным. Все большее значение в процессе художественного образования приобретает диалог.

По материалам форума планируется публикация сборника научных трудов. Конференция завершит работу 9 ноября.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 декабря 2022 года
Свидетельство о государственной аккредитации от 26 января 2023 года
Свидетельство о церковной аккредитации № 26 от 1 декабря 2022 года

Все документы
Контакты
Наши партнёры
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Московская высшая школа социальных и экономических наук
Русская христианская гуманитарная академия
КоДС
Реквизиты СФИ

ИНН: 9701225665, КПП: 770101001
Р/с: 40703810838120100621 ПАО Сбербанк
К/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
ОКТМО: 45375000
ОГРН: 1227700696850
ОКПО: 74556262
ОКВЭД: 85.22

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00