«Подлинное знание есть плод общения с Богом и людьми»
1 сентября преподаватели, сотрудники, студенты института и учащиеся богословского колледжа, друзья СФИ и члены Преображенского братства собрались в часовне СФИ на традиционный молебен.
Дмитрий Гасак, проректор СФИ, передал благословение и поздравления от ректора проф.-свящ. Георгия Кочеткова всем, кто трудится, преподает и учится в институте, а также поступившим в институт и богословский колледж в этом году. Д.С. Гасак напомнил, что студенты I курса богословского факультета и магистратуры по религиоведению будут учиться по новому учебному плану, соответствующему государственному образовательному стандарту третьего поколения.
В своем слове на Евангелие (Лк. 2:41-52) он подчеркнул, что «всякий верный Богу человек призван быть учеником, достигать полноты богопознания, обретать мудрость и не быть ребенком умом». Он напомнил также слова Писания: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», и что подлинное знание связано не с эквилибристикой ума или демонстрацией эрудиции, но с познанием Бога, которое является плодом общения с Богом и людьми.
Проф. СФИ Давид Гзгзян в слове на послание апостола Иакова (Иак. 3:13-18) заметил, что требуется очень высокая чуткость к тому, что зовется подлинностью, истиной, откровением Божьим и не постигается никаким методическим наставлением, не предполагает прямой дороги от ненаученности к наученности. Говоря о цели духовного образования, он сравнил этот процесс с совместным хождением преподавателей и студентов по открытому полю, в результате чего можно получить от Господа «ясность в том, что есть подлинная христианская жизнь».
После этого абитуриентам, успешно сдавшим вступительные экзамены и поступившим на I курс института, были торжественно вручены студенческие билеты. Особенно приветствовали собравшиеся несколько супружеских пар, которые будут учиться в институте вместе.
По традиции, чтобы открытие учебного года не было только символическим, после молебна в стенах часовни СФИ для всех присутствовавших была прочитана первая лекция на тему «Классическая система внутреннего убранства православного храма, ее современное состояние и перспективы». Александр Копировский, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин СФИ, рассказал об основных принципах системы храмового убранства, сложившейся в Византии в IX–XI вв. после преодоления иконоборческого раскола. Центральным в этой системе был образ Второго пришествия Христа. Остальные изображения в храме были связаны с фигурой Спасителя, между собой и обращены к молящимся. В основе классической системы убранства — не повествовательность и назидательность, но попытка выразить духовное откровение. В православных храмах эпохи позднего Средневековья, а еще более — в Новое и Новейшее время эта система декора постепенно теряла целостность, богословскую ясность и художественную выразительность.
Современное состояние внутреннего убранства многих храмов вызвало ряд непростых вопросов, касающихся не только храмовой архитектуры и живописи, но и всей современной церковной жизни. А.М. Копировский высказал предположение, что новая система внутреннего убранства храма будет постепенно созревать в храмах, не стилизованных под средневековые, и что каждый храм тогда будет иметь свое собственное неповторимое лицо.