Почитание Александра Невского в Русском Зарубежье
«Массовая эмиграция российских граждан в начале 1920-х годов породила феномен Русского Зарубежья как общества в изгнании – не народа или этноса, а именно общества, с его структурами, учреждениями и организациями, – отметил доцент Свято-Филаретовского института кандидат исторических наук Кирилл Александров, выступая на конференции к 800-летию благоверного князя Александра Невского в Тихвине. – В то время, как на родине в 1920–1930-е годы происходило физическое уничтожение церкви, русские люди в эмиграции, получив возможность свободной молитвы, устроения церковных общин и монастырской жизни, обращались к усердному почитанию святых».
Будущий Нобелевский лауреат и один из последних классиков отечественной литературы Иван Бунин, ссылаясь на опыт Александра Невского, писал: «Можно было претерпеть ставку Батыя, но Ленинград нельзя претерпеть». По словам писателя, вынужденного покинуть Россию в 1920 году, «миссия русской эмиграции, доказавшей своим исходом из России и своей борьбой, своими ледяными походами, что она не только за страх, но и за совесть не приемлет Ленинских градов, Ленинских заповедей, миссия эта заключается ныне в продолжении этого неприятия».
По мнению Кирилла Александрова, таким образом Бунин указал на предел допустимого компромисса с захватчиками: ставку хана Батыя и даже поклонение ему терпеть ещё можно, но нетерпимо покушение на духовную свободу и самостояние человека, нетерпимо согласие христианина на личное саморазрушение – ради карьеры, похлёбки, власти или даже самой жизни. По слову Бунина, «многие уже сдались, многие пали, а сдадутся и падут ещё тысячи и тысячи. Но всё равно: останутся и такие, что не сдадутся никогда».
Почитание князя Александра Невского приобрело в Русском Зарубежье особый характер. В честь святого строились и освящались храмы: в 1938 году в Бизерте, 1948–1953 годах в бельгийском Льеже. Подвиг и жизнь князя служили историческим примером служения для детей и юношества, которых воспитывали в национальных традициях с целью сохранения в русских общинах языка, веры, культуры в чужой социокультурной среде. Александра Невского избирали в качестве небесного покровителя общественных организаций, например, «Национальной Организации Витязей», а также почитали покровителем воинов.
«Имя, подвиг и служение князя Александра Невского органично вошли в жизнь Русского Зарубежья, – говорит Кирилл Александров. – Почти каждый эмигрант воспитывался не только свободной молитвой, свободным устроением собственной жизни перед Богом, но и чтением русской литературы, наследовавшей житиям древнерусских святых, в числе которых одним из самых почитаемых был святой Александр Невский».
Пасхальные образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» в честь 800-летия святого благоверного князя Александра Ярославовича (1221–1263) прошли в Тихвинском монастыре по благословению епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава (Дячины) 3 мая. На чтениях также выступили профессор СПбГУ доктор филологических наук Пётр Бухаркин, профессор РГПУ им. А.И. Герцена доктор исторических наук Роман Соколов, председатель Отдела образования Тихвинской епархии, настоятель Благовещенского собора в Шлиссельбурге кандидат богословия протоиерей Евгений Горячев.