Отошел ко Господу о. Михаил Арранц
16 июля в Риме на 79-м году жизни отошел ко Господу один из лучших специалистов в мире по православной литургике иеромонах Мигель Арранц-и-Лоренцо – профессор, доктор церковных восточных наук, магистр богословия. Испанец, он считал своей второй родиной Россию. Почти 60 лет своей жизни он посвятил изучению, а затем и преподаванию истории и содержания православного богослужения, которое глубоко и искренне любил. Вначале - в различных католических университетах Италии, в т.ч. в Папском восточном институте в Риме, с 1969 г. - и в России. Его благодарными слушателями в нашей стране были, прежде всего, студенты Ленинградской (ныне – Санкт-Петербургской) духовной академии, позже - других церковных и даже светских вузов Петербурга и Москвы. О. Мигель («инок Михаил римлянин» - как он часто подписывал свои письма) в течение многих лет, до последних дней своей жизни, был и членом Попечительского совета Свято-Филаретовского института, нашим добрым советчиком и помощником. Результаты его исследований активно использовались, в частности, ректором СФИ проф.-свящ. Гергием Кочетковым в его работе над магистерской (кандидатской) диссертацией и над переводами на русский язык чинов православного богослужения. Последнее сердечное напутствие о. Михаила нашему институту, содержавшее пожелание заниматься не просто проблемами крещения, а, прежде всего, самим божественным просвещением, мы получили в мае с.г. в связи с 20-летием СФИ.
Вклад о. Михаила Арранца в современную византийскую и славянскую литургику невозможно переоценить. Он, по его собственным словам, хотел продолжать прерванную традицию прежних русских литургистов, особенно В.Н. Бенешевича и А.А. Дмитриевского, и сделал это весьма успешно. Его магистерская диссертация «Как молились Богу древние византийцы» (1979) стала классическим трудом, на который опирались в своих исследованиях практически все, кто работал в этой области литургики после него, а также одним из лучших учебных пособий для студентов. В список его работ входят многочисленные статьи на иностранных языках и (что является почти уникальным примером) учебники на русском языке по истории Типикона, Божественной литургии и таинств Православной церкви, изученной на основании оригиналов богослужебных рукописей.
Другой целью о. Михаила было привить православным студентам любовь к их собственной богослужебной традиции, основанную на объективном знании и понимании этой традиции во всей ее сложности и неоднозначности. Слава Богу, что ему была оказана в этом поддержка со стороны священноначалия нашей церкви, прежде всего, митр. Ленинградского и Новгородского Никодима. Непосредственные ученики о. Михаила, писавшие под его руководством диссертации, есть и в России.
О. Михаил, католик-иезуит (а иезуитом он стал только потому, что не было другой возможности в РКЦ послужить Восточной Православной церкви), как исследователь и, более того, преподаватель православного богослужения мог привести в недоумение и даже в гнев некоторых неумеренных православных ревнителей церковных традиций, знавших эти традиции хуже него. Но, как говорит Писание, «дерево познается по плодам». То, что этот католик сделал для укрепления истинного Православия в одной из самых важных его сторон жизни – в богослужении, может служить примером для многих современных православных ученых. Поэтому, скорбя и молясь ныне вместе со многими его друзьями о упокоении приснопамятного служителя Божьего священноинока Михаила, мы свидетельствуем о том, что «труд его был не тщетен пред Господом».
Вечная ему память!
Информационная служба СФИ