Перейти к основному содержимому

От апостола Павла до святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Enter caption here

К защите были представлены работы:

1. С.И. Машьянов «Проблемы возрождения и обновления церковной жизни в гомилетической проповеди и жизненной практике архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в 1946-1961 годах» (кафедра миссиологии, катехетики и гомилетики)

2. И.Б. Еркаева «Главные принципы миссии прп. Германа Аляскинского» (кафедра миссиологии, катехетики и гомилетики)

3. И.А. Гусева «Женское служение в Павловых общинах» (кафедра Священного писания)

4. О.Н. Кажевка «Апостол Павел как экзегет ветхозаветных текстов (на примере Рим 3:21 - 4:25)» (кафедра Священного писания)

5 .С.Н. Сонина  «Тема благодарения в евхаристической молитве ранней церкви» (кафедра богословских дисциплин и литургики)

В своей работе  Сергей Машьянов обратился к одной из наиболее ярких фигур среди архиереев РПЦ 40 – 60-х гг. XX в. – архиепископа Крымского Луки (Войно-Ясенецкого). Автор подробно рассмотрел проповеди свт. Луки, подчеркнув большой объем проповедей, что во времена богоборческой Советской власти было едва ли не основной возможностью общения священнослужителя с народом. С. Машьянов привел интересные примеры деятельности свт. Луки,  который использовал все нравственно и законодательно допустимые формы противостояния властям ради сохранения, а при возможности – и расширения церковной деятельности. Благодаря действиям свт. Луки, в его епархии, несмотря на давление со стороны властей, долгое время продолжалась, а местами – обновлялась и развивалась церковная жизнь.

Исследование Ирины Еркаевой посвящено миссионерской деятельности преп. Германа Аляскинского, осуществлявшейся в Америке нач. XIX века в чрезвычайно сложных условиях. В течение 40 лет находившийся безвыездно в месте своей проповеди, преп. Герман показал чудеса, с одной стороны, аскетической строгости к себе, мужественного сопротивления жестоким и безнравственным представителям власти и, с другой – милосердия, терпения и любви к тем, кому он адресовал свое благовестие о Христе. Это благовестие, несмотря на то, что практически все инородцы были поспешно крещены до начала его миссии,  было весьма успешным, но ему самому пришлось сочетать в своем служении миссию внешнюю и внутреннюю. Также к проблемам миссии прибавлялись очевидные отрицательные примеры жизни большинства русских христиан на Аляске. Однако под влиянием проповеди преп. Германа обращались к Богу и становились настоящими православными христианами и местные жители, и его недавние гонители, номинальные православные, а также инославные христиане. Знаменитые слова преп. Германа: «Я нижайший слуга здешних народов и нянька» были убедительно проиллюстрированы в работе примерами его проповеди словом и делом.

Работа Ирины Гусевой посвящена остро-актуальной и весьма непростой для научно-богословского исследования теме – женским служениям в церквах, основанных св. апостолом Павлом. Автор проанализировала общебогословские позиции ап. Павла относительно женских служений, участие женщин в богослужении на материале 1 Кор и примеры женского служения в Рим 16. Отдельные взгляды современных западных литургистов и филологов, приведенные автором, бросают вызов традиционному пониманию указанных текстов ап. Павла (например, известных мест о необходимости женщине покрывать голову или молчать в церкви).  Несомненным достоинством работы является внушительный обзор англоязычной литературы, а также анализ сильных и слабых сторон мнений того или иного экзегета по проблемам, не имеющим однозначного решения.

Работа Ольги Кажевки поставила интересный и важный для понимания богословской мысли св. ап. Павла вопрос о том, каким образом он интерпретирует ветхозаветные тексты. С этой целью она проанализировала Рим 3:21 - 4:25 – один из центральных отрывков Послания к римлянам, говорящий об оправдании верой и завете с Авраамом. Как и многие современные исследователи книг ап. Павла, автор указывает на его веру, которая становится актом внутренней убежденности в том, что именно через Христа  Бог являет Свою верность Завету. А те, кто входит в Завет с Богом по вере во Христа, становятся таким образом детьми Авраама.

Светлана Сонина обратилась к всегда актуальной для христианина теме – благодарственной молитве. По оценке христианских богословов XX–XXI веков,  в современном человечестве и в современной церкви ощущается недостаток как самой способности благодарить, так и осмысления роли этого дара. Поэтому выбранная автором тема позволила обратиться к главному смыслу таинства Евхаристии. Анализируя источники и опираясь на современную исследовательскую литературу (в немалой степени — ведущих зарубежных авторов), С. Сонина исследовала истоки темы благодарения в Священном писании и иудейской литургической традиции, а также ее постепенную эволюцию в христианских евхаристических текстах по литургико-каноническим памятникам I/II–IV вв. и произведениям церковных писателей II–III вв.  Обосновано прозвучал вывод о том, что в евхаристии постепенно более значительной становилась тема искупления, в евхаристическую молитву, которая в ранней церкви в определенных случаях могла быть харизматической,  все шире входили  догматические элементы.  В заключение  в работе был поставлен вопрос о необходимости более глубокой разработки темы благодарения в связи с осмыслением наследия новомучеников и исповедников Российских.

Всем соискателям присвоена степень «бакалавр богословия».

Информационная служба СФИ

 

 

 

Все новости