Островки свободы в системе российского образования
«Церковь должна вносить в культуру благодатный и творческий импульс» — отметил в своем докладе председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации РПЦ МП архим. Иоанн (Экономцев). Он также подчеркнул важную роль культуры в духовном образовании, в частности, русской классической литературы. В ходе оживленной дискуссии после его выступления, о. Иоанн сказал о необходимости восстановления культурного преемства и о том, что главной задачей духовного образования должно быть воспитание верующих людей. Последнее обстоятельство, как надеется о. Иоанн, поможет избежать недостатков прежнего духовного образования, когда из семинарии зачастую выходили революционеры.
Классик социологической науки, президент Московской высшей школы социальных и экономических наук, проф. Манчестерского университета Теодор Шанин раскрыл сущность Болонского процесса. С его точки зрения, он сводится к «переходу от системы образования по типу немецкой гимназии к британскому университету». Основа немецкой гимназии, по мнению Т. Шанина, — дисциплина и унифицированный подход к преподаванию и результатам обучения, а британского университета — индивидуальный подход к каждому студенту (тьюторство) и развитие самостоятельного творческого мышления. Английские студенты проводят больше времени в библиотеке, а немецкие — на лекциях. Поэтому в англо-саксонской системе высококвалифицированные библиотекари являются ключевыми фигурами, которые строят профессиональное образование вместе с преподавателем.
Т. Шанин с пессимизмом смотрит на перспективы укоренения Болонской системы образования на российской почве. Болонскому процессу активно сопротивляются, прежде всего, преподаватели, профессора, привыкшие к определенному стилю преподавания и не готовые воспринимать новое. Таким образом, по его мнению, главное препятствие — преподавательская корпорация. Кроме того, государство не заинтересовано в развитии негосударственных ВУЗов. Существовать им, в т.ч. финансово, очень тяжело. Тем не менее, он надеется, что «можно создать островки с расчетом на то, что они будут распространяться». Одним из таких островков, по его мнению, является или может стать СФИ.
Ученый секретарь и преподаватель СФИ А.М. Копировский затронул важную проблему сочетания духовного и гуманитарного образования. Он отметил, что «нельзя не говорить о духовном в светских школах, религиоведение с этой задачей справиться не может». Вместе с тем, духовное образование должно расширять и углублять свой гуманитарный контекст. Поддержав мысль Т. Шанина об «островках», А.М. Копировский привел примеры сочетания духовных и светских компонентов в целом ряде возникших в 90-е гг. негосударственных вузов (Российский православный университет св. ап. Иоанна Богослова, Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, Общедоступный Православный университет, основанный прот. Александром Менем, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Высшая религиозно-философская школа, Русская Христианская Гуманитарная Академия, Свято-Филаретовский институт).
Подводя итог заседания основатель и ректор СФИ проф.-свящ. Георгий Кочетков подчеркнул, что «в СФИ мы стараемся воплотить не только принцип индивидуальности, но и личностности, который рождается в живом чувстве свободного единства».
Информационная служба СФИ