Перейти к основному содержимому

Образ будущего в русской литературе XX–XXI веков обсудили в ИМЛИ РАН

Международная научная конференция «Образ будущего в русской литературе XX–XXI веков» прошла в Москве 4–7 октября.  

«Конференция приурочена ко Всемирной неделе космоса и посвящена тому проектированию будущего, которое совершала русская литература двадцатого и новейшего — двадцать первого века, спорам русских писателей о путях и целях истории, перспективах человека и заданиях художественного слова», — рассказала организатор конференции Анастасия Гачева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, научный сотрудник Библиотеки имени Николая Федорова.

На конференции выступили ведущие исследователи — историки, филологи, социологи, культурологи, экономисты, философы, теологи из НИУ ВШЭ, МГУ, ИМЛИ РАН, ИРЛИ РАН, РГГУ, РАНХиГС, Миланский университет Бикокка, МВШСЭН, Библиотеки-музея «Дом А. Ф. Лосева», СПбГУ, ПСТГУ и других научных школ.

Полная программа на сайте ИМЛИ РАН.

На секции «Проектирование будущего: утопия и антиутопия» выступила пресс-секретарь и выпускница СФИ, аспирантка МГУ Софья Андросенко с докладом «“В церкви растет трава и цветут цветы”: образ Церкви настоящего и будущего в трудах Николая Бердяева». Она обратила внимание на то, как образ Церкви, который Бердяев открывал в своих дореволюционных и эмигрантских работах, коррелирует с тем, как по-новому расставляли акценты в церковной жизни мученики и исповедники в Советской России. 

«Многие думают, что истолкование христианства как религии личного спасения есть по преимуществу церковное истолкование. Но в действительности оно сталкивается с самой идеей Церкви», — писал философ. И, действительно, в XX веке в образе церкви проступили совершенно новые черты — она стала гораздо менее походить на «ковчег спасения» от житейских невзгод и зла и явила себя скорее как передовой отряд, перешедший в наступление. «Церковь, которую предъявляет на Бердяев и в которой он живет, призвана не просто подлатать испорченный злом и грехом мир или укрыть праведников от несчастий, а довершить творение», — подчеркнула Софья Андросенко.

Софья Андросенко

Софья Андросенко

На заседаниях прозвучало более 160 докладов, подготовленных российскими и зарубежными учеными, в которых представлена широкая панорама духовных и творческих исканий русских писателей и мыслителей, связанных с рефлексией о будущем. «В фокусе внимания — и эпоха Серебряного века, где трактовка будущего была тесно связана с религиозно-философской и эстетической проблематикой, и эпоха 1920–1930-х годов, стремившаяся к осмыслению революционного перелома, будущего России и Европы, строившая свои модели нового мира и нового человека, — отметила Анастасия Гачева. — Обе эти эпохи объединяет  “эсхатологическое беспокойство”, взыскание целостного идеала, Царства Божия на земле и одновременно — острое сознание “небратского” состояния мира, разрыва между наличным и должным, невозможности рая “с недоделанными людьми”, необходимости “воспитания человека облагороженного образа”».

Организаторами конференции выступили Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН, Литературный институт имени А. М. Горького, Ассоциация музеев космонавтики России и Библиотека № 180 имени Н. Ф. Федорова ОКЦ ЮЗАО г. Москвы.