О средневековой миниатюре, серой радуге и влюбленном Данте
Один из крупнейших российских медиевистов, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Центра методологии и этики науки Института философии РАН Светлана Сергеевна Неретина начала читать в Свято-Филаретовском институте авторский курс «Введение в средневековую латинскую культуру».
Почему в Средние века были обезболивающие, но не было станковой живописи и как это связано с представлениями о человеке? Что говорят о Боге средневековые книжные миниатюры? Как появлялись адвокаты, ученые, книгоиздатели, архитекторы, этика, энциклопедии и готические храмы? Что знали средневековые наблюдатели о природе цвета, какие оттенки различали в радуге и почему с XII века интерес науки к феномену цвета начал угасать?
Английский философ и естесствоиспытатель XIII века Роджер Бэкон, например, насчитывал в радуге шесть цветов: синий, зеленый, красный, серый, розовый и даже белый. Фиолетовый цвет начали видеть несколько позже, и он сразу занял важное место рядом с черным в литургической традиции. А золотой — цвет, права которого сегодня признают разве что дети, стал играть огромную роль в средневековых миниатюрах. Это был один из «настоящих» цветов — радостных, чистых и ярких: Бог ведь создал мир очень хорошим.
Слушатели курса узнали, чем отличается «state» от «государства», как этимологически связаны латинские слова «отвечать» («reor»), «владелец» («rex»), «вещь» («res») и «разум» («ratio»). «Истинная речь совершается за пределами грамматики, — говорит С.С. Неретина. — Самые неверующие люди не могут объяснить, почему они говорят, почему их слова понятны и направлены на понимание. Это остается самым большим чудом».
Герои лекций С.С. Неретиной — Пьер Абеляр и Николай Кузанский, влюбленный Данте и Ансельм Кентерберийский, не желавший быть купцом и ставший богословом и учеником Ланфранка.
Курс продлится до середины декабря.