Перейти к основному содержимому

Нормально ли молиться по зуму

Влияет ли критическое отношение к цифровым медиа в православной среде на стратегии их использования? В каких случаях использование цифровых технологий встречает наибольшее сопротивление? Как верующие формируют комфортную среду в интернете? Эти и другие вопросы обсудили социологи на круглом столе в СФИ.
Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

«Первое, что приходит на ум, когда говорят об использовании цифровых медиа в православной среде, – что православные против использования интернета, – говорит кандидат философских наук Екатерина Гришаева. – В центре нашего исследования нормативность и нормализация использования цифровых технологий – то есть насколько эти технологии становятся органичной частью повседневной жизни православных людей, насколько они воспринимаются как нечто нормальное или же, наоборот, неестественное».

Понятие нормативности применяется социологами для изучения того, как меняется совершение привычных практик. В исследовании Екатерины Гришаевой и Алексея Бусыгина, проведённом в 2019-2020 годах среди прихожан и клириков РПЦ, рассмотрены три практики – общения, получения знаний о вере и обращения к Богу. Результаты исследования показали, что использование цифровых медиа в православной среде обусловлено более конкретными практическими ситуациями, а не вероучительными вопросами. Проблема их использования среди православных связана либо с практической значимостью, либо с предшествующим опытом, утверждают исследователи.

В данной ситуации, как отмечают исследователи, чаще приходится говорить о плавающей нормативности, когда одни и те же критерии нормы воспринимаются по-разному и вызывают разную реакцию в православной среде, что может быть обусловлено личным опытом конкретного человека, признанной практикой в общине или пастырским опытом священника. Есть общины, где люди молятся совместно в Zoom и используют все возможности медиа в своей церковной жизни, а есть те, которые не воспринимают такой способ религиозного общения.

Основной аргумент противников – «раньше такого не было». Хотя при этом нет чётких критериев новизны и, соответственно, рациональных причин её неприятия. Например, молитва онлайн – это новая практика или же это просто трансформация существующей?

Представленное исследование проводилось среди респондентов разных возрастных групп (от 18 до 50 лет), регулярно посещающих богослужение в Москве и Екатеринбурге.

Круглый стол «Цифровые медиа как часть повседневности православных пользователей: легитимация и сопротивление» состоялся 26 марта в рамках научно-исследовательского проекта «Религия в публичном пространстве». 

В обсуждении приняли участие заместитель декана факультета религиоведения СФИ Анна Алиева, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ Сергей Трофимов, профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета Елена Островская, доцент кафедры социологии Волгоградского государственного университета Екатерина Беликова, заведующая кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета Лариса Астахова, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Анастасия Митрофанова, проректор Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета Сергей Шатравский и другие.