Перейти к основному содержимому

Наследие Поместного собора 1917–1918 годов обсудили участники III Афанасьевских чтений в Екатеринбурге

26 октября в Екатеринбурге состоялась конференция, приуроченная к столетию Поместного собора 1917–1918 годов и посвящённая различным аспектам его работы и осмыслению его итогов в ХХ веке. В конференции приняли участие церковные историки из Москвы, Пскова и Екатеринбурга.
Константин Петрович Обозный

Константин Петрович Обозный

Поместный собор Российской Православной Церкви 1917–1918 годов стал первой за более чем двести лет попыткой собрать представителей всех страт церковного народа для обсуждения вопросов, остро вставших перед Русской церковью к началу ХХ века. Приветствуя участников и гостей Афанасьевских чтений, председатель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин отметил, что «обращение к теме столетия Поместного собора 1917–1918 годов является для всех нас важным делом. Поставленные сто лет назад задачи остаются актуальными для нас и сегодня, поэтому внимание к результатам работы Предсоборного присутствия и решениям самого Собора, безусловно, необходимо».

«Афанасьевские чтения, названные в честь святителя Афанасия (Сахарова), традиционно посвящены жизни и служению новомучеников и исповедников российских, – напомнил, открывая конференцию, председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства Олег Глаголев. – Поставленные Собором вопросы и многие его решения во многом отражают опыт и надежды лучших представителей Русской церкви, ведь из почти шестисот участников Собора десятая часть, то есть около шестидесяти священнослужителей и мирян, прославлены в лике святых. Сам священноисповедник Афанасий (Сахаров) не только был участником собора, но и более сорока лет (двадцать два из них – в лагерях) старался делать то, что ему было поручено на Соборе, в том числе составлял календарь и Минею русских святых, службу Всем святым, в земле российской просиявшим».

Священник Илья Соловьев

Священник Илья Соловьев

В своём докладе: «Дискуссия о восстановлении патриаршества на Поместном соборе 1917–1918 годов» священник Илья Соловьёв, кандидат исторических наук, председатель Общества любителей церковной истории (Москва), опираясь на материалы Собора, затронул тему дискуссии об избрании Патриарха – события, считающегося главным результатом работы Собора. Подводя итог своему выступлению, он обратил внимание, что «не патриаршество явилось главным деянием Собора, а утверждение принципа соборности Церкви, не установление той или иной формы управления, а провозглашение права клира, мирян и епископата совместно и соборно участвовать в церковном управлении. Но несмотря на то, что участники собора провозглашали: “Соборность у нас никто не отнимет”, – мы помним, что через несколько месяцев после роспуска собора уже ни о какой соборности речи не шло. Есть ещё один важный момент, почему не удалось воплотить принцип соборности. Собор, принимая свои решения о церковном управлении, рассчитывал на то, что они будут реализованы в соборно управляющейся церкви, существующей в свободном государстве и независимо от государства». 

В 1918 году Собор был распущен, многим его решениям не было суждено воплотиться в жизнь из-за событий, последовавших после Октябрьского переворота. Однако церковные историки и богословы неоднократно предпринимали попытки осмыслить его наследие. В докладе «Московский поместный собор 1917–1918 годов: решения и церковная рецепция в XX веке» Константин Обозный, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского института, обратился к историко-канонической справке епископа Ермогена (Голубева), составленной в 1967 году. После пятидесяти лет жизни церкви в новых советских условиях епископ Ермоген писал: «Печальное состояние Русской Церкви на сегодняшний день – прямое следствие нарушения канонов и забвения коренного начала, на котором зиждется строй Православной Церкви и которое составляет его драгоценную особенность соборности. Для жизни Церкви существенно необходимы свобода и независимость её внутренней организации. Это достигается неуклонным следованием её канонам и наличием в её жизни Соборов, канонических и по способу их созыва, и по порядку обсуждения на них подлежащих решению вопросов».

Андрей Владимирович Печерин

Андрей Владимирович Печерин

Представляя региональную специфику подготовки Поместного собора, научный сотрудник кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин Екатеринбургской духовной семинарии Андрей Печерин в своём докладе «Участие представителей Уральских епархий в деятельности Поместного собора Русской церкви 1917–1918 годов» подошёл к вопросу через изучение биографии делегатов. В условиях заключения екатеринбургского епископа Серафима (Голубяникова), «Екатеринбургская епархия в дни Собора наслаждалась торжеством революционной свободы», отметил докладчик. Воззрения участников отличались разностью суждений, по-разному сложилась и их судьба: одни ушли в раскол или вовсе отреклись от Бога, другие остались верны Церкви Христовой. Так, один из деятелей собора, Пермский архиепископ Андроник (Никольский) был причислен к лику святых. 

По мнению участников чтений, наследие Поместного собора 1917–1918 годов требует детального изучения, тем более что в современной жизни церкви наблюдаются определённые сложности с исполнением решений Собора, несмотря на их каноническую и юридическую силу. 

III Афанасьевские чтения прошли по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Организаторами выступили Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии, Екатеринбургская духовная семинария, Свято-Екатерининское и Свято-Елизаветинское малые православные братства.