Перейти к основному содержимому

«Дайте мне оркестр, и я обращу всех неверующих ко Христу»

Научно-практическая конференция студентов и молодых учёных «Ипатьевские чтения» прошла в Костромской духовной семинарии 23–25 апреля.

Свято-Филаретовский институт на конференции представлял специалист Научно-методического центра по миссии и катехизации, студент магистратуры богословского факультета Сергей Бурлака с докладом «Роль классической музыки в диалоге культур и миссионерской деятельности: западно-европейский и русский опыт».

Сергей Бурлака подчеркнул, что в историческом опыте церкви есть множество примеров, демонстрирующих роль музыки в христианском свидетельстве.

«В Русской церкви примером “музыкального” миссионера стал преподобный Макарий Алтайский, который особенно ценил музыку как способ христианского свидетельства. Он писал о необходимости обучения будущих миссионеров музыке и живописи, подчеркивая, что именно музыка может служить успокоению и утешению в моменты душевных терзаний и неописуемой горести, — рассказал Сергей Бурлака. — Преподобный Макарий считал, что инструментальное музицирование могло бы помочь миссионерам обрести силы и надежду для продолжения своих трудов».

Но особенно музыка имеет силу для тех, кто ещё не принял веру, считал преподобный Макарий. «Примером служит его предложение о том, чтобы миссионер, играя на лютне у церкви в алтайской деревеньке, вдохновлял проходящих мимо людей на молитву. Макарий описывал, как музыка могла бы способствовать мирному разрешению конфликтов и примирению среди слушателей, заставляя их вспомнить и проживать христианские учения о прощении и любви к ближнему», — отметил исследователь.

Преподобный Макарий также указывал на важность музыки для новообращенных, собирая их на домашние вечера, где использовались такие инструменты, как гитара, гусли и фортепиано. Он публиковал ноты и песнопения, которые смогли стать назиданием и поддержкой для многих верующих.

Сергей Бурлака также упомянул преподобного Николая Японского, внедрившего обучение игре на музыкальных инструментах в свои образовательные программы во время миссионерского служения в Японии: «Он не только был страстным любителем музыки, но и знакомил японское общество с академической музыкой Запада, в частности, с творчеством Петра Ильича Чайковского. Эти усилия совпали с началом массового производства музыкальных инструментов компанией Торакусо Ямаха, которое также было и результатом влияния русских миссионеров и культуры в целом».

Исследователь поделился со студентами и молодыми учёными ещё одним ярким примером из западной практики, рассказав, что иезуты, прибывая к аборигенам Южной Америки с целью распространения своего вероучения, не только приносили с собой музыкальные инструменты, но даже организовывали хоры и оркестры, вовлекая в эти коллективы и местное население. Музыка, сопровождающая проповедь и носившая характер совместной импровизации, ценилась аборигенами, становилась частью их культурного кода и способствовала более глубокому взаимопониманию и успеху иезуитской миссии. Знаменитый бразильский миссионер-иезуит Мануэль де Нобрега однажды заявил: «Дайте мне оркестр, и я обращу всех неверующих ко Христу».

Это высказывание послужило автору доклада импульсом для собственного свидетельства: Сергей Бурлака исполнил сочинение Баха на альте, чем растрогал и вдохновил присутствующих в зале.

В конференции приняли участие представители Санкт-Петербургской духовной академии, Сретенской духовной академии, Минской духовной академии, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Екатеринодарской духовной семинарии, Костромской духовной семинарии, Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Костромского государственного университета.