Мифический Лао-цзы, суровый Конфуций и китайский Будда
![Сюй Вэй. Бамбук (XVI век)](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/e91d1ee26c3638d2c87a350032b7efae3ed197f4/cd3b23b0f3d034577bcf753f653-2074x1383-980x653.jpg)
Сюй Вэй. Бамбук (XVI век)
Алексей Александрович познакомил студентов с основными религиозными традициями Китая: отечественными даосизмом и конфуцианством, а также импортированным из Индии буддизмом. Он рассказал об особенностях китайской ментальности, основных учениях и школах, о том, как они возникли, развивались и что собой представляют сегодня.
![Алексей Александрович Маслов, доктор исторических наук, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/d74faa95dea2b77090c9425f67eab80d391557bd/IMG_1416-980x653.jpg)
Алексей Александрович Маслов, доктор исторических наук, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ
Религиозный облик Китая с древности был отмечен синкретизмом: в сознании людей спокойно сосуществовали разные учения. Даже аутентичный для Китая даосизм, восходящий к народному культу бессмертия, магическим практикам и общению с духами, уже представляет собой напластование различных религиозных и философских учений.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/45adb9d5c01b5ec000e8f7176d5670c0458a936b/IMG_1403-980x653.jpg)
Алексей Александрович подчеркнул значение культурных и ментальных особенностей и их влияние на формирование религиозных традиций и даже появление новых школ. Интересно было услышать о конфликте китайского культа семьи и буддиского культа отшельничества, о буддийской критике даосизма (буддизм ставит человека принципиально над духами, в отличие от даосизма, опиравшегося на «заигрывание» с ними), о противостоянии местных и государственных культов при традиционном доминировании последних.
В целом для китайцев характерна ориентация скорее на конкретного учителя, чем на религиозную доктрину. И там, где историчность основателя учения сомнительна (как в случае с Лао-цзы), народное сознание реконструировало его мифологический образ.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/8c7f50d5b60656b4ee3dc2a68223770f33434aa8/IMG_1413-980x653.jpg)
Другая культурная особенность китайцев в том, что они гораздо внимательнее к состоянию сознания, чем к соблюдению канонов. Хотя при этом Конфуций, к которому возводят соответствующее учение, видимо, относился к ритуалам и обычаям с чрезвычайным пиететом. Одно из ключевых конфуцианских качеств «праведного человека», условно переводимое как «гуманизм» или «гуманность», подразумевает в первую очередь скорее «антропоморфность», «человекообразие», особого рода благородство, связанное в том числе со способностью исполнять ритуалы, обычаи и правила.
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/bb356acb8e0a08d5f176e8fee865696212f86087/IMG_1422-980x653.jpg)
Заключительная лекция была посвящена китайскому буддизму. Как учение Будды попало в Китай и с чем было связано окончание монашеского буддизма? В каком изводе буддийское учение проникло на Запад, где повлияло на Стива Джобса, книги Германа Гессе и Джерома Сэлинджера, музыку Гюстава Малера, философию Мартина Хайдеггера и Людвига Витгенштейна, движения битников и хиппи?
![](https://psmb-neos-resources.hb.bizmrg.com/target/sfi/eda0c4412e5153548f65595fa7b0e8fccd479ae0/IMG_1425-980x653.jpg)
Прикосновение к богатым и самобытным религиозным и культурным традициям Китая, невольное сопоставление их с религиозной и философской биографией других стран заставили еще раз задуматься о том, можно ли было разглядеть в них предстоящие в XX веке потрясения – военные перевороты, «культурную революцию», «особый путь». С лекций Алексея Александровича все ушли наполненными, но и с невольным осознанием того, как скудны наши познания в области человеческой истории.