Перейти к основному содержимому

Литургическое движение и литургическое богословие

Процессам церковного обновления, которые в XX веке происходили в западной и восточной кафолических христианских традициях, была посвящена очередная конференция Ассоциации выпускников и студентов СФИ. О выдающихся церковных деятелях священнике Романо Гвардини и протопресвитере Александре Шмемане рассказали магистр богословия священник Александр Сухарев и студентка магистратуры СФИ Юлия Антипина

Доклад отца Александра Сухарева был посвящен литургическому движению католической церкви и его ключевым деятелям, среди которых – философ и богослов священник Романо Гвардини (1885-1968) и бенедиктинский монах Ламбер Бодуэн (1873-1960), папа Пий XII. Возникшее в начале XX века в Германии, это движение ставило своей целью сделать так, чтобы храмовое богослужение не превращалось в театральное действие, и христианская община могла осмысленно, как единое целое совершать литургию, входя в реальность встречи и общения с живым Богом. Не последнее место в решении этой задачи занимал вопрос о переводе богослужения с повсеместной латыни на национальные языки. Главным плодом литургического движения стал Второй Ватиканский собор, принесший в жизнь католической церкви радикальные изменения, касающиеся включенности мирян в церковную молитву, их ответственности за жизнь церкви и общества. 

Священник Александр Сухарев и Юлия Антипина

Священник Александр Сухарев и Юлия Антипина

Как известно, на решения Второго Ватиканского собора повлияли в том числе идеи православных мыслителей XX века. К литургическому богословию одного из них – протопресвитера Александра Шмемана обратилась в своем сообщении студентка магистратуры СФИ Юлия Антипина. Она показала, как, начав с изучения древних традиций совершения богослужения, отец Александр пришел к переосмыслению самой евхаристии как более целостного действа, которое не сводится ни к акту причащения, ни даже к литургии как таковой. Это означает требование единства евхаристического собрания, активного и осознанного участия всех его членов не только в совместной молитве, но и в христианской жизни вне церковных стен. Совершение евхаристии должно быть совершением Дня Господня. Этот «прорыв» в Царство Божье еще здесь в земной жизни, как верил отец Александр Шмеман, и дает христианам силы для свидетельства миру о жизни и призвании человека. Возвращение к эсхатологическому переживанию таинства было для него не просто вопросом восстановления древней традиции, но торжеством настоящей христианской духовности. 

Конференция «Примеры литургического возрождения в христианских церквах в XX веке» была организована Ассоциацией выпускников и студентов СФИ 29 сентября. Цель конференций АВиС – создание площадки общения для обсуждения исследований по различным церковным дисциплинам: истории церкви, литургике, церковному искусству, экклезиологии, катехетике и другим. 

Все новости