Кукла и карлик: подходы к преподаванию социологии религии
Ирина Дуденкова делится своими размышлениями об опыте преподавания социологии религии у социологов ИОН РАНХиГС и в МВШСЭН (Шанинка). Программа курса, выбор фигур и проблем исходит из установки, что важнейшие теоретические понятия социологов классического периода истории социологической мысли, такие как: отчуждение (Маркс), абсолютный характер границы между сакральным и профанным и эффервесанс (Дюркгейм), социальное действие (Вебер), форма взаимодействия (Зиммель) — конденсируются на основе наблюдений и анализа религиозных аспектов социального. В этом смысле наряду с политической теологией можно говорить о социологической теологии, то есть о недостаточно отрефлексированных самой социологической традицией рудиментарных представлениях о социальной жизни религиозной общины, зачастую именно конфессиональных. Такое прочтение социологической традиции в духе Джона Милбанка можно считать параллельным по отношению к теориям секуляризации, потому что оно исходит не из необходимости научной критики понятий-атавизмов, а из установки их остаточной эвристической эффективности.
О круглом столе
В этом учебном году на методических круглых столах Русского религиоведческого общества и факультета религиоведения СФИ обсуждаем преподавание курса «Социология религии», теоретические и методические подходы к преподаванию курса, выбор ключевых фигур и основных тем.
Курс «Социология религии» — один из ключевых в религиоведческом образовании, при этом пока в России нет ни одной магистратуры по социологии религии, и далеко не везде, где есть религиоведческое или социологическое образование, этот курс читается. Регулярно возникает и проблема с его научной локализацией — является ли он частью социологии или частью религиоведения. От этого также зависит концепция его преподавания.